10 мар. 2012 г.

Второй принцип Йоги

Далее последует изложение принципов Йоги (в традициях школы Анандасвами, по лекциям ректора МОЙУ В.В.Запорожцева, http://openyoga.ru/). Прочитав их, Вы, возможно захотите задать мне вопросы.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП
Не растрачивать силы, энергию жизни, время жизни на незначительные, второстепенные дела. А тратить все силы, энергию жизни, время жизни на достижение поставленных целей.
           Итак, первый принцип образно называют принципом ахимсы, а второй – брахмачарьи. В Йога сутрах Патанджали первая ступень, по сути, сводится к ахимсе, вторая – к брахмачарье.
И вот второй, очень важный принцип. Итак, обратите внимание. 
          Здесь сказано: тратить силы на поставленные цели, но не было упоминания тратить силы на, допустим, цели в йоге или на достижение самадхи. Или на духовную реализацию. Вот такую ошибку иногда люди делают. Они думают, что этот принцип призывает их тратить энергию, силу, время жизни только на йогу, на самадхи. Это уже несколько второстепенно. На поставленные цели, обратите внимание. А цели у всех разные. Ну, а с формальной точки зрения вы просто себе еще не можете представить той цели, которую достигнете. Вы ее не можете даже сформулировать. Поэтому как можно говорить: «Я стремлюсь к самадхи»? Как ты можешь туда стремиться, если ты не знаешь, что это такое? Или «я стремлюсь к Высшему, раствориться в Высшем». К какому Высшему?
       Высшее для каждого из нас начинает проявляться через некие цели, и когда это происходит, мы можем облечь Высшее в слова или представления. Если мы стремимся к этому и последовательно достигаем результата, то нам постепенно открывается Высшее. ( Если мы стремились и выбирали ту цель, где Высшее было). А вот если мы поставили цели, где Высшего не было, и достигали их, то нам достаточно быстро надоест ставить неправильные цели. Один раз поставили неправильную цель, получили – разочаровались, второй раз, третий раз.
            Допустим, у вас есть цель разбогатеть. Вы, делая соответствующие усилия, становитесь богатыми. Богатство приходит, а счастья нет. Это, на самом деле, беда. Вы что, думаете, это только в книжках душещипательных написано? Это трагедия, к сожалению. Более того, иногда богатство зарабатывается таким плохим кармическим методом, что в этой жизни ты богат, но оно тебе не доставляет радости, а в следующей жизни ты расплачиваешься за эту радость быть богатым в этой жизни – рождаешься совершенно бедным или еще что похуже. Никто не гарантирует вам благополучного следующего рождения. Богатство из рождения в смерть не передается. К тебе придет богатство в следующей жизни, если ты в этой жизни создал предпосылки к этому, создал положительную карму, и оно в следующей жизни к тебе легко пришло. А по большому счету, если ты набил руку, как себя рационально вести в этом мире и в этой жизни, то ты очень быстро сориентируешься и в следующей жизни. Это должно быть образцом для подражания, особенно в нашей стране. Есть же люди, которые сделали себя сами.
          Все богатые люди делятся на две категории. Одни – на халяву все, другие – сделали себя сами. Так вот, человек, который сделал себя сам, он стоит, наверное, десятерых тех, кому это все на халяву досталось. И вот по какой причине: у этого человека нет страха. Он не боится потерять богатство. Почему? Если он сделал это один раз, почему не сделать это второй раз, двадцатый раз? А вот если на халяву досталось, то, как досталось, так может и улететь. А если у человека нет страха, то по-настоящему он от богатства свободный. Поэтому богатые люди во всем мире, в нашей стране тоже делятся на две категории. Внешне и тот богатый, и этот богатый. Но этот – богатый и свободный, а тот – богатый и несвободный. Бывает и такое еще деление.
          А что, если вы стремитесь к богатству, получили его и потом вдруг понимаете, что счастья нет? Это одна ситуация. А вот если вы стремитесь к богатству, как к проявлению Высшего? Но вы не можете понять, что такое Высшее. Точнее, вы чувствуете его, но это слишком высокое понятие для нас. Мы не можем так абстрактно думать, мыслей нет. Поэтому Высшее из милости к нам иногда проявляется через конкретное. И если мы стремимся к богатству как атрибуту Высшего всемогущества или способности себя реализовать, то, становясь богатыми, мы становится свободными, потому что мы видели Высшее. Во-вторых, каждая такая достигнутая цель поднимает нас выше. Но этот сектор сужается. И в следующий момент мы понимаем: «Да, Высшее может через богатство прийти, а может через еще более абстрактное понятие, которое нам неведомо было до этого». То есть оно формируется в виде другой, более узкой цели.
           Ракета, прежде чем попасть в цель, она – туда-сюда, туда-сюда, потом сходится-сходится и – бац! – в цель попала. Точно также и мы, расставляя жизненные приоритеты, мы быстрее доходим до такой степени абстракции, которая нас плавно подносит к Высшему. Поэтому в этом втором принципе – не растрачивать силы понапрасну – говорится о том, что мы должны стремиться к Высшему….
          Вернемся к самому принципу. Почему он так важен? Напомню - первый принцип иногда образно называют принципом ахимсы. В Йога сутрах Патанджали первая ступень, по сути, сводится к ахимсе, вторая – к брахмачарье. Иногда люди, которые любят поумничать, сводят брахмачарью к сексуальному воздержанию. Это абсолютнейшая чушь. В Индии огромное количество ортодоксальных систем, которые занимают пограничное положение. Их нельзя назвать йогой, хотя в них очень много от йоги. Их, скорее, можно назвать религиозными сектами. Странная мешанина между религией и йогой. Иногда под маркой йоги пытаются впаривать религии. Йога не является религией. Но, так как многие такие учителя проникают на Запад, организуют свои центры, секты, ашрамы какие-то безумные, они пытаются эту мешанину сюда впихнуть, и у них все очень четко, понятно. Люди, которые ничего не понимают, зато у них все очень четко отлажено. Делай раз, делай два, делай три – все. Поэтому иногда мы сталкиваемся с таким очень куцым представлением о брахмачарье.
        Брахмачарья – более широкое, более серьезное понятие и оно больше сводится ко 2-му принципу – не растрачивать силы, время и энергию жизни понапрасну. И общая идея перевода этого слова с санскрита – стяжание брахмы. А под брахмой понималось Высшее, запредельное, Абсолют. Надо заниматься только теми делами, теми целями, через которые ты чувствуешь брахму. И, достигая цель, тебе брахма или Высшее открывается больше. Вот только этим и живи, а все остальное, через что брахма не открывается, подождет.
           2-й принцип – такой же жизненно важный. Под вторым принципом проходит все что угодно. Это может быть время вашей жизни. Я просыпаюсь, у меня – список дел. На что я должен потратить время, на что я не должен потратить. Или, допустим, у меня выбор – с кем общаться, с кем не общаться. На кого я буду тратить время, а на кого – нет. Или, допустим, какой работой заняться, куда пойти… Перед нами постоянно масса дорог.
          Иногда, это со времен жизни в телах животных, мы сами не отдаем себе отчета, нас просто несет. Вроде и знал, что там все это второстепенно, а все равно время потратил. И не пошел туда, куда надо. Это проходит на уровне неосознанного тамаса. Что-то понимаю, да как-то что-то как во сне: шел в одну комнату, попал в другую.
          И нас призывают к тому, чтобы постепенно очиститься от тамаса в области принятия решений. Пока еще мы принимаем большинство решений в большей степени как животные, несмотря на то, что имеем тела людей. Почему? Да мы слишком долго это делали. Не одну жизнь. И нас и несет так дальше. Мы должны для себя понять, что если мы отточили за годы эволюции свой разум, то он же может много нам коварностей на дальнейшем пути чинить. Но у него же есть и положительная сторона! Он может превратиться в самого надежного нашего помощника. Так вот давайте по полной программе вычерпаем все то, что он нам может дать в положительном плане. А это – принятие решений. И если перед нами перспектива, что одна дорога ведет куда-то не туда, а другая – туда, то мы должны выбирать туда, которая туда. Потому что внешне нас тянут в одну сторону, и мы вроде как за компанию туда идем, вроде как проще, а понимаем, что надо идти в другую сторону. И надо выработать внутренний очень четкий алгоритм. Иду туда, где брахма. Почему? Потому что потом не будет разочарований. А если мы идем туда, где нет Высшего, то, даже получая это, у нас разочарование приходит.
        И, наконец, почему это очень практический момент. Прежде чем, что-то сделать, подумай: может, эти движения делать не надо. Может, вместо 45 телодвижений можно сделать 3 и достичь того же самого. Заработать столько же денег, только времени больше останется. К сожалению, мы инертны в принятии решений – вместо того, чтобы подумать, что делать, а потом вовлекаться, мы ввязываемся в работу, а потом понимаем, что мы половину всего сделали просто так. Если хотя бы 5 секунд подумали, то могли бы этого и не делать.
      Это принцип эффективности, который вам поможет не только в йоге, а в жизни. Вы начнете отсекать – вот у вас есть приоритет, вы его держитесь. Как только вас в сторону уводит – раз! на место! – это в карьере, в работе, в бизнесе. Иногда замотаешься и голова кругом: то ли налево идти, то ли направо. Сядь. Успокойся. Прими решение. Продумай этот вариант. Вот если в случае с первым принципом мы на автопилоте несем немотивированную агрессию (первый принцип с этим борется), также в поле второго принципа мы несем немотивированную глупость. И мы должны с ней бороться при помощи второго принципа. Сперва остановись, продумай концепцию на несколько шагов вперед, а потом только бросайся. Это крайне важно. Иначе получается так, что вас будет в жизни по кругу носить, и вы тогда будете нарушать принцип брахмачарьи. Вы будете тратить свои драгоценные время и энергию непонятно на что.
         Мы должны быть где-то однонаправленными. Уж долбим, так долбим. Назначили себе цель – достигаем цель. Как в раджа-йоге. Либо понимаем, почему она для нас перестает быть интересной. Иногда тоже такое бывает. Но тогда принимаем решение и делаем выводы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий