3 мар. 2012 г.

Принципы Йоги.


Далее последует изложение принципов Йоги (в традициях школы Анандасвами, по лекциям ректора МОЙУ В.В.Запорожцева, http://openyoga.ru/). Прочитав их, Вы, возможно захотите задать мне вопросы.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП
(Иногда первый принцип образно называют принципом ахимсы).  
Не причиняй вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если же возможности не причинять вреда нет, поступай так, как велит твой долг (дхарма).
 
Итак, мы не должны причинять ни одному живому существу вред, хотя бы по той простой причине, что не существует границы, где кончаетесь вы и начинается другое существо. И как бы не получилось так, что нанося удар по кому-то или чему-то, что вам кажется снаружи, вы, в общем-то, наносите удар по самому себе. Потому что вы больше, чем кажетесь сами себе. Поэтому надо выучить этот принцип наизусть. Постоянно его повторять и практиковать медитацию «Да будут все живые существа счастливы!», при этом желая счастья всем тем, кого мы любим, всем тем, кто нам безразличен и также всем тем, кого мы не любим. Всем тем, кто наши враги. Делать мы это должны постоянно. Почему? Потому что мы в себе несем кармические отпечатки других мотиваций. И в самый ответственный момент должна просыпаться мотивация не причинять вреда. Только лишь через привычку. Это один из самых важных принципов. Этот принцип касается всех людей, которые приходят в йогу.
  Йога - это обоюдоострый меч, который поможет вам избавиться от тех проблем, к которым вы даже боялись подступиться. Эти проблемы корнями глубоко уходят в причинное тело, а глубоко в причинном теле мы держим с вами очень много семян, которые мы тащим со времен жизни в телах животных. Грубо говоря, в нас – спящие тигры, спящие крокодилы, спящие собаки, всякие спящие и очень неприятные твари, что называется, дремлют в виде отпечатков, которые мы несем с собой с уровня, когда мы были еще этими самыми тварями. Когда мы были с вами крокодилами, тиграми, то проявить известную такую суровость и скорость на расправу со своими доброжелателями – это был вопрос выживания. Ничего плохого в том, что мы это приобрели, нет. Но, к сожалению, отпечаток такого рода поведения сохранился с нами до наших дней и живет в каждом из нас. Если мы попадаем в определенные условия, то мы сами, незаметно для себя, превращаемся в зверей в прямом и переносном смысле этого слова. Ну, или по-другому говоря, мы начинаем иногда вести себя неадекватно. Это ни хорошо, ни плохо. А иногда ситуация такая, что действительно сложно определить как ты должен себя вести. И от этого не застрахован никто из нас. Так вот, этот принцип надо про себя повторять, повторять и повторять. Более того, повторять с медитацией «Да будут все живые существа счастливы». Чтобы сначала вы отрабатывали это все на уровне ментальном, а потом, как только вы начнете сталкиваться с проявлениями своей кармы – такими, что вас понесло – чтобы управление перехватывала эта медитация.
   Занимаясь йогой, надо помнить, что человек вынужденно проходит по следующему пути: все нервы его обостряются, его чувствительность обостряется. То, что для обычного человека незаметно, просто выводит из равновесия человека в состоянии йоги. У него нервные рецепторы утончаются. Он более остро чувствует. И для него очень больно. И понятно, что иногда, когда очень сильно больно, уже просыпается это… на автопилоте, рефлекс, когда доктор по коленке молоточком – бух! – у тебя нога – раз!- дернулась. Вот если вы попадаете примерно в такие условия, где все нагнетается-нагнетается-нагнетается, потом у вас уже руки-ноги уже сами, что называется, дрыгаются. В первую очередь это проявляется в трениях с родными и близкими. С людьми, с которыми вы вынуждены жить рядом, и вы сами для себя незаметно превращаетесь в монстров, чудовищ. Понимаете, вот в чем страшный парадокс. Вот в чем этот обоюдоострый меч в йоге. Что, казалось бы, вы сделали шаг навстречу тому, чтобы стать чище, а иной раз ловите себя на мысли о том, что вы, как вам кажется, стали грязнее. Если раньше вы как-то терпимее к чему-то или к кому-то были, то теперь вы негатив этот демонстрируете. Если раньше вы его хотя бы не показывали, то сейчас, наоборот, где-то вы начинаете его показывать.
   Человек заводится, даже не осознавая это. И спасает иной раз только как мантра сознания, постоянное про себя повторение «Да будут все живые существа счастливы!» Почему? Да потому что так вас будут раздражать, так вам будет чувствительно по полной программе, что вас вроде там режут уже на кусочки и, понятно, что вы глазом не успеете моргнуть, как у вас пойдет неконтролируемая реакция. И, наконец, самое главное:
              
МЕДИТАЦИЯ «ДА БУДУТ ВСЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА СЧАСТЛИВЫ»
Садимся прямо. Выпрямляем спину, шею, голову. Закрываем глаза. 
Представляем в центре своей груди цветок лотоса, красивый, незатронутый, светящийся. Итак, повторяем про себя:
- Да будут все живые существа счастливы!  
При этом медитируем, как от этого цветка лотоса во всех направлениях 
распространяется волна света и дарит счастье всем тем, 
кого мы любим и всем тем, кто любит нас.

Второй раз мы повторяем про себя:  
Да будут все живые существа счастливы!  
И видим, как эта волна света расходится и дарим счастье всем тем,  
кого мы не знаем и всем тем, кто не знает нас.

И, наконец, мы третий раз повторяем про себя:
- Да будут все живые существа счастливы!  
И медитируем, как эта волна света распространяется из нашего сердечного центра и желаем счастья всем своим врагам, скрытым и явным.


       И вот мы перед собой видим врага. Вот он. И рука уже тянется к пистолету. И уже потянулась. Но мы вспоминаем эту медитацию. И уже рука не с такой скоростью тянется к пистолету, а чуть-чуть помедленнее, что уже достаточно положительный эффект.
      Наша ненависть, наша вот эта спонтанная реакция, агрессивно-ненавистная, она ведь рождается по нескольким причинам. Почему мы ненавидим? Потому что мы зависим и не понимаем. Вы помните, если вы от чего-то зависите и при этом не понимаете это, то вы это ненавидите. Поэтому, если бы у вас не было зависимости от чего-то, вы бы не раздражались. Но раз есть зависимость, значит, вас зацепили. Значит, где-то есть ассоциативная ниточка, - дерг! – за которую, и вы все из такого благостного йогина превратились в среднестатистического этого… а в то же самое время вы не понимаете, почему это происходит. Потому что понимание в дальнейшем ведет к избавлению от зависимости.
         Поэтому первый принцип – не причинения вреда ни одному живому существу – он не столько абстрактно-гуманистический. А исключительно практический. В йоге действительно все очень гуманно, но гуманизм при этом работает. У каждого своя карма. Симпатии-антипатии, пятое-десятое. Задача йоги – дать вам это средство. Другого средства у вас нет. Так как эта быстрая реакция вырабатывалась в течение многих жизней в телах животных, она настолько сильно въелась в вас, что просто такими благими намерениями: «Да-да, я понимаю, не буду делать вреда…» Нет, вы должны пропитаться этим принципом. Как следствие, вас перестанут бояться. А человек, которого никто не боится, сам никого и ничего не боится. Поэтому, хотите избавиться от страха, сделайте так, чтобы и вас не боялись. Чтобы все знали, что как бы ситуация с вами не сложится, вы никогда не будете подличать, никогда не будете какую-то «подковырщину» творить, никогда не будете нехорошие вещи делать. Вас перестанут бояться. Перестанут от вас ожидать подвоха. Вас перестанут бояться и у вас в голове все прояснится. Вы перестанете бояться.
             Поэтому еще и еще раз. Принцип не причинения вреда ни одному живому существу – это не голая этика. Это рабочий принцип. Это как двигатель у машины. Это не абстрактное, что вот хорошо бы, если бы все любили друг друга, помогали. Если этого не будет, вообще больше ничего не будет. Точнее, все, что будет потом появляться, будет только лишь усиливать ваши негативные тенденции, и вы с еще большей силой будете разбивать себе в очередной раз лоб. Причем чем больше вы в йоге наберете этой энергии, тем сильнее вас ударит, тем больнее будет. Потому что у вас и нервы обострятся. У вас начнут чиститься органы восприятия. Вам будет больнее. Поэтому этот принцип надо зазубрить, пропитаться им и постоянно выполнять эту медитацию.
         Наконец, приятная вещь, относительно этого принципа. Как только малейшие проблески Сверх – снизойдут на вас, как только сработает та или иная практика, медитация, то очередной пласт негативного темного прошлого от вас отвалится. Как повязка с глаз упадет, вы будете переживать вот эти состояния понимания. И все станет как Божий день. И тогда вам будет стыдно за все те моменты, когда вы, что называется, причиняли вред. И, наоборот, гордость за те моменты, когда не вовлекся, кулаки сжал, зубы стиснул, держишься, ты начинаешь себя за них очень хвалить и говорить: «Молодец, что я не вовлекся». В эти моменты просветления вашего разума этот принцип будет до вас с такой ясной очевидностью доходить. Вы поймете, что все было настолько мелко, все ваши жизненные проблемы, все ваши вопросы по сравнению вот с этим высшим, духовным. Этот принцип после каждого такого подъема будет многократно вас пропитывать. Потом уже все меньше и меньше надо будет прикладывать над собой усилий, чтобы потом, когда вы выходите из этого состояния и живете обычной жизнью, чтобы он вас пропитал. Это является очень большим подспорьем. С другой стороны, это является в некотором смысле неким таким критерием успешности вашего духовного развития или каких-то высот в йоге, которые вы достигли. Не бывает людей, которые поднимаются до таких высот, возвращаются с этих высот и продолжают быть злыми… Но с другой стороны, такой человек будет выполнять только свой долг. Но никогда по своей инициативе он козявку не обидит, комара не прихлопнет, если это не его долг. А вот если его долг – так хоть что угодно. Родину защищать, так с автоматом в руках. Это из раздела практики наперед. Вы потом будете это ощущать и переживать. А сейчас вы как бы ускоряете то, чтобы привыкнуть. С другой стороны, это еще один из моментов тантрического подхода: «Если хочешь быть Богом, поступай как Бог». Господь Бог никогда никому не причиняет вреда. Или Высшее. Но если надо прокручивать шестеренки кармы, он совершенно спокойно это делает, и тогда – эпидемия так эпидемия, война так война. Но при этом у него нет кармы. Примерно та же ситуация и у вас. Если вы будете так же идти по жизни: не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, поступать только так, как велит ваш долг. Ни одна карма к вам не пристанет, что бы вы не делали. 


В следующий раз - следующий принцип. Желаю всем бхавы!

Комментариев нет:

Отправить комментарий