31 июл. 2012 г.

Сколько же всего существует асан в Хатха йоге? Какая поза – асана?


Еще раз - а сколько же всего существует асан в Хатха йоге? Какая поза – асана? 

Возможно, я повторюсь, но эти вопросы почему-то очень важны для нас, западных людей. Эти вопросы задают снова и снова. Строго говоря, друзья, столько сколько возможно положений человеческого тела, столько же есть и поз (асан) в Хатха йоге, т.е. практически бесконечное число. Или, во всяком случае, очень большое. Но мудрость йоги как раз и заключается в том, чтобы не перебирать все положения, которые только может принять наше тело. Мудрость йоги заключается в том, что в йоге используется достаточно маленькое количество поз, положений, которых будет вполне достаточно. В разных трактатах, в разных книгах называют разное число. Но? чтобы вы сориентировались, это порядка 7-8 десятков поз. Иногда можно считать два упражнения разновидностью одной и той же позы, а иногда можно считать двумя разными позами. Это уже вопрос вкуса. И здесь также прослеживается вот эта общая йоговская тенденция гармонии. Современный человек хочет все систематизировать. Западный человек в первую очередь, определяет какая бывает поза, как она называется, как она выполняется, сколько их штук? Он хочет знать все конкретно. Друзья, в среде йоги никто никогда не задавался такой целью. Считалось это даже не совсем интересной темой. Т.е., такого справочника, который быть может сейчас очень пригодился бы западному человеку, в йоге нет. 
Схожая ситуация наблюдается и с названием поз. Есть некоторые позы, названия которых более или менее устоялись и они даже в совершенно разных школах йоги одинаково либо очень сходно произносятся, а написаны могут быть по-разному. Санскрит, который используют в названии поз, он никогда не гнался за написанием, он всегда гнался за произношением. Более того, в дальнейшем эти буквы привносят в свою очередь некий такой акцент. И до сих пор, насколько мне известно, не существует единой градации или единого списка, как та или иная поза называется. Это тоже следует Вам помнить, потому что некоторые такие адепты с параноидальным рвением начинают зазубривать какие-то иногда очень трудно произносимые индийские скороговорки, якобы обозначающие ту или иную позу. И что самое обидное, иногда эти названия как сейчас бы сказали, синтетические. Нет никаких упоминаний, что в древности эта поза так называлась. Просто в последнее время западные люди потребовали, чтобы все как-то называлось и вот стали придумывать. Набрали много слов с санскрита и стали из них делать сочетания вот уже в последнее время. Звучит непонятно, звучит на санскрите вызывающе уважение. Но только одна беда, к древним названиям это никакого отношения не имеет. Поэтому относитесь немного проще к названиям. Знаете как у нас бюрократы, такой-то пункт - галочка не проставлена, все, неправильно. Да никто в йоге не занимался галочками в плане придумывания названий или классификации поз и т.д. Есть такое слово – тьма. Так вот в отношении поз в йоге, сколько их? Да их тьма! 
Итак, в йоге считалось достаточным 7-8 десятков поз, для того, чтобы получить очень хороший результат в Хатха йоге. Но при этом никто не мешал Вам, экспериментируя со своим телом, находить свои собственные позы. Т.е. еще раз, с точки зрения философии и идеологии йоги, любая поза может как быть позой Хатха йоги, так и не быть ею. Все будет зависеть ни от того, что Вы делаете, все будет зависеть от того, как Вы делаете. 

Позы в Хатха йоге называются асанами. Споры о том, что эта поза является асаной Хатха йоги, а эта нет, это вообще полный бред. Т.е. такая градация с позиции гармоничной йоги, где все перетекает из одного в другое очень плавно, просто немыслима. И по этой же причине фраза о том, что тот или иной человек делает неправильно позу йоги лишена смысла. Если он не делает одну позу йоги, он автоматически делает другую. Вопрос только в том, какой эффект он от нее получит, или как она, скажем, будет называться. Но сказать: «Вот ты делаешь правильно позу йоги, а ты неправильно», неверно в корне. Любая поза может как быть позой йоги, так и не быть. Другой разговор, какой эффект мы от этого получим. Так вот в йоге выбрано 7-8 десятков поз, эффект на человека которых максимален. 
Эффект от других поз также есть, но он либо менее выражен, это уже более тонкая настройка под каждого индивидуального человека, либо тот же самый эффект можно получить за счет комбинации поз в этих 7-8 десятках. Из этого следует, что для того, чтобы практиковать йогу, надо всего лишь изучить 7-8 десятков поз, а в дальнейшем, если мы вдруг начинаем чувствовать, что наше тело просит какой-то другой позы, которой не было в тех позах, которые мы изучили, но тело просит, мы делаем ее. Если мы вдруг чувствуем такую потребность, с позиции идеологии йоги, мы должны тут же выполнить эту асану. Тело просит, проанализируйте, чего это оно вдруг просит? И попробуйте. Даже если эта поза не будет входить ни в какие каноны. Вы не пойдете против йоги, а наоборот, Вы пойдете как истинные древние йоги. Надо избавляться от тенденции, которая сейчас правит бал, что существуют какие-то инструктора йоги, только они знают как там что делать, вроде как небожители какие-то спустились с небес. Да, действительно, истинный инструктор йоги, это то, что называется звание с большой буквы. Но заключается оно не в том, как больше щеки надувать и изображать свою важность. А в том, как лучше помочь и гармоничнее помочь другому человеку раскрыться, а не подавлять его. «Ты неправильно делаешь, эта поза не так называется, а эдак и палец должен смотреть в другую сторону». К сожалению, мы сейчас видим тенденцию хамства в йоге. Человек пришел на занятие йогой. И вместо того, чтобы его раскрыть, его прессуют, чтобы показать свою значимость, что вот он инструктор – царь и бог. Это очень нехорошая тенденция и она идет против йоги. Если Вы с этим сталкиваетесь, знайте, что йогой там и не пахнет. Йога – это гармония. 
Итак, существует определенное количество поз с более или менее устоявшимися названиями. Описание как их надо делать в древних трактатах занимает одно два предложения. И это многих обескураживало. Они думали: «Ага, они в трактате написали два предложения, а сами на ушко наверное тайные наставления шептали на 20 страницах». Нет, друзья, это противоречит самой идеологии йоги. Либо говорят все, либо не говорят вообще ничего. Как правило описание поз достаточно простое и иногда даже несерьезное. Иной раз, если человек вообще никогда раньше с йогой не сталкивался, очень трудно понять, что просят сделать. В некоторых трактатах более или менее понятно. Ногу сюда поставь, голову сюда поверни. Все ясно и понятно. А в отношении некоторых поз очень сложно понять, что вообще имелось в виду. Но надо помнить, что есть в текстах некие предупреждения. Обычно это предупреждение звучит следующим образом: «Делай так-то и так-то, а в остальном слушай своего Учителя». Но это касается сложных практик, медитативных и других. 


На сегодня – все. 
Всем Бхавы! 
Успешных практик!


Очерк подготовлен с использованием материалов Открытого Международного Йога университета (г.Москва), курса лекций В.В.Запорожцева "Хатха Йога".

Комментариев нет:

Отправить комментарий