31 июл. 2012 г.

Сколько же всего существует асан в Хатха йоге? Какая поза – асана?


Еще раз - а сколько же всего существует асан в Хатха йоге? Какая поза – асана? 

Возможно, я повторюсь, но эти вопросы почему-то очень важны для нас, западных людей. Эти вопросы задают снова и снова. Строго говоря, друзья, столько сколько возможно положений человеческого тела, столько же есть и поз (асан) в Хатха йоге, т.е. практически бесконечное число. Или, во всяком случае, очень большое. Но мудрость йоги как раз и заключается в том, чтобы не перебирать все положения, которые только может принять наше тело. Мудрость йоги заключается в том, что в йоге используется достаточно маленькое количество поз, положений, которых будет вполне достаточно. В разных трактатах, в разных книгах называют разное число. Но? чтобы вы сориентировались, это порядка 7-8 десятков поз. Иногда можно считать два упражнения разновидностью одной и той же позы, а иногда можно считать двумя разными позами. Это уже вопрос вкуса. И здесь также прослеживается вот эта общая йоговская тенденция гармонии. Современный человек хочет все систематизировать. Западный человек в первую очередь, определяет какая бывает поза, как она называется, как она выполняется, сколько их штук? Он хочет знать все конкретно. Друзья, в среде йоги никто никогда не задавался такой целью. Считалось это даже не совсем интересной темой. Т.е., такого справочника, который быть может сейчас очень пригодился бы западному человеку, в йоге нет. 
Схожая ситуация наблюдается и с названием поз. Есть некоторые позы, названия которых более или менее устоялись и они даже в совершенно разных школах йоги одинаково либо очень сходно произносятся, а написаны могут быть по-разному. Санскрит, который используют в названии поз, он никогда не гнался за написанием, он всегда гнался за произношением. Более того, в дальнейшем эти буквы привносят в свою очередь некий такой акцент. И до сих пор, насколько мне известно, не существует единой градации или единого списка, как та или иная поза называется. Это тоже следует Вам помнить, потому что некоторые такие адепты с параноидальным рвением начинают зазубривать какие-то иногда очень трудно произносимые индийские скороговорки, якобы обозначающие ту или иную позу. И что самое обидное, иногда эти названия как сейчас бы сказали, синтетические. Нет никаких упоминаний, что в древности эта поза так называлась. Просто в последнее время западные люди потребовали, чтобы все как-то называлось и вот стали придумывать. Набрали много слов с санскрита и стали из них делать сочетания вот уже в последнее время. Звучит непонятно, звучит на санскрите вызывающе уважение. Но только одна беда, к древним названиям это никакого отношения не имеет. Поэтому относитесь немного проще к названиям. Знаете как у нас бюрократы, такой-то пункт - галочка не проставлена, все, неправильно. Да никто в йоге не занимался галочками в плане придумывания названий или классификации поз и т.д. Есть такое слово – тьма. Так вот в отношении поз в йоге, сколько их? Да их тьма! 
Итак, в йоге считалось достаточным 7-8 десятков поз, для того, чтобы получить очень хороший результат в Хатха йоге. Но при этом никто не мешал Вам, экспериментируя со своим телом, находить свои собственные позы. Т.е. еще раз, с точки зрения философии и идеологии йоги, любая поза может как быть позой Хатха йоги, так и не быть ею. Все будет зависеть ни от того, что Вы делаете, все будет зависеть от того, как Вы делаете. 

Позы в Хатха йоге называются асанами. Споры о том, что эта поза является асаной Хатха йоги, а эта нет, это вообще полный бред. Т.е. такая градация с позиции гармоничной йоги, где все перетекает из одного в другое очень плавно, просто немыслима. И по этой же причине фраза о том, что тот или иной человек делает неправильно позу йоги лишена смысла. Если он не делает одну позу йоги, он автоматически делает другую. Вопрос только в том, какой эффект он от нее получит, или как она, скажем, будет называться. Но сказать: «Вот ты делаешь правильно позу йоги, а ты неправильно», неверно в корне. Любая поза может как быть позой йоги, так и не быть. Другой разговор, какой эффект мы от этого получим. Так вот в йоге выбрано 7-8 десятков поз, эффект на человека которых максимален. 
Эффект от других поз также есть, но он либо менее выражен, это уже более тонкая настройка под каждого индивидуального человека, либо тот же самый эффект можно получить за счет комбинации поз в этих 7-8 десятках. Из этого следует, что для того, чтобы практиковать йогу, надо всего лишь изучить 7-8 десятков поз, а в дальнейшем, если мы вдруг начинаем чувствовать, что наше тело просит какой-то другой позы, которой не было в тех позах, которые мы изучили, но тело просит, мы делаем ее. Если мы вдруг чувствуем такую потребность, с позиции идеологии йоги, мы должны тут же выполнить эту асану. Тело просит, проанализируйте, чего это оно вдруг просит? И попробуйте. Даже если эта поза не будет входить ни в какие каноны. Вы не пойдете против йоги, а наоборот, Вы пойдете как истинные древние йоги. Надо избавляться от тенденции, которая сейчас правит бал, что существуют какие-то инструктора йоги, только они знают как там что делать, вроде как небожители какие-то спустились с небес. Да, действительно, истинный инструктор йоги, это то, что называется звание с большой буквы. Но заключается оно не в том, как больше щеки надувать и изображать свою важность. А в том, как лучше помочь и гармоничнее помочь другому человеку раскрыться, а не подавлять его. «Ты неправильно делаешь, эта поза не так называется, а эдак и палец должен смотреть в другую сторону». К сожалению, мы сейчас видим тенденцию хамства в йоге. Человек пришел на занятие йогой. И вместо того, чтобы его раскрыть, его прессуют, чтобы показать свою значимость, что вот он инструктор – царь и бог. Это очень нехорошая тенденция и она идет против йоги. Если Вы с этим сталкиваетесь, знайте, что йогой там и не пахнет. Йога – это гармония. 
Итак, существует определенное количество поз с более или менее устоявшимися названиями. Описание как их надо делать в древних трактатах занимает одно два предложения. И это многих обескураживало. Они думали: «Ага, они в трактате написали два предложения, а сами на ушко наверное тайные наставления шептали на 20 страницах». Нет, друзья, это противоречит самой идеологии йоги. Либо говорят все, либо не говорят вообще ничего. Как правило описание поз достаточно простое и иногда даже несерьезное. Иной раз, если человек вообще никогда раньше с йогой не сталкивался, очень трудно понять, что просят сделать. В некоторых трактатах более или менее понятно. Ногу сюда поставь, голову сюда поверни. Все ясно и понятно. А в отношении некоторых поз очень сложно понять, что вообще имелось в виду. Но надо помнить, что есть в текстах некие предупреждения. Обычно это предупреждение звучит следующим образом: «Делай так-то и так-то, а в остальном слушай своего Учителя». Но это касается сложных практик, медитативных и других. 


На сегодня – все. 
Всем Бхавы! 
Успешных практик!


Очерк подготовлен с использованием материалов Открытого Международного Йога университета (г.Москва), курса лекций В.В.Запорожцева "Хатха Йога".

20 июл. 2012 г.

Некоторые моменты подготовки к занятию.


Ну и следующий момент, это мы подходим непосредственно к самим упражнениям. Что это за упражнения, как их надо делать? Итак, мы нашли подходящее место, выбрали подходящее время. И прежде чем приступить к выполнению упражнений, очень хорошо бы хотя бы на одну две минуты спокойно сесть, выпрямить спину, шею, голову. И постараться максимально расслабить мышцы тела и мышцы лица.

Т.е., это необходимо для того, чтобы быть уверенным, что мы не привносим какую-либо зажатость, которая была в течении дня на момент, когда мы занимаемся йогой. Мы даже не замечаем, как внутри зажаты. Наиболее четко это проявляется на мышцах лица. Иногда какие-то проблемы, которые мы обдумываем, они в первую очередь отражаются на том, что мы непроизвольно напрягаем мышцы лица. Это такой фактор внутреннего стресса. Понятно, что всякая такая напряженность, даже если мы не отдаем в ней отчета, не позволяет нам проникнуть в глубины гармонии внутри себя. Поэтому перед началом занятия Хатха йогой, очень хорошо сесть, выпрямить спину, шею, голову, расслабить тело и расслабить мышцы лица. Как это ни странно, иногда просматривая лицо, мы ощущаем, что оно напряжено и расслабляя его, этот эффект передается и на какие-то внутренние процессы внутри нас, чисто психические.
И, наконец следующее, что иногда бывает очень полезно сделать, это отпустить ситуацию. Потому что у нас мог быть трудный день, было много проблем, которые мы должны были решать, или проблемы, которые нам завтра надо будет решить. И иногда они постоянно вертятся в голове, мы все постоянно анализируем, а правильно ли мы сделали, достаточно ли подготовились и т.д. Это ментальный процесс идет. Что же предлагает йога? Йога предлагает вот такую постановку вопроса, что следует отпустить ситуацию. При этом йога добавляет, что мы сделали все что могли сделать по той или иной работе до начала занятия йогой. И теперь самое главное отпустить ситуацию и забыть хотя бы на время о всех наших проблемах. Считается, что если мы таким образом отпускаем ситуацию хотя бы на время забываем о ней, то Вселенная начинает делать свою часть работы, той работы, которую мы должны сделать. Т.е. понятно, что чтобы мы не делали, зависит в первую очередь от нас, но так же и от сопутствующих, благоприятствующих факторов, которые от нас ну никак не зависят. И будем ли мы о них думать или не будем о них думать на самом деле является тоже очень серьезным фактором. Потому что любая мысль тоже материальна и она также продолжает оказывать воздействие. И эти мысли не дают Вселенной провернуться некоему колесу, логическому колесу, чтобы все само собой сложилось. Мы блокируем этот процесс. Представьте, что предприятие работает в две смены. Скажем, с утра до вечера работаете Вы, а с вечера и до утра работает вторая смена рабочих. Вторая смена начинает работать не раньше, чем Вы оттуда уйдете, иначе Вы будете мешать друг другу. А если Вы уже работать закончили, но с рабочего места не уходите и не даете другой смене продолжать работу, то, понятно, работа на это время приостанавливается. Вот точно так же и мы своими мыслями иногда блокируем помощь, которая идет со стороны Вселенной. Т.е. мы сделали свою часть, главное сделать ее честно, сделать все от себя зависящее, потом отпустить ситуацию, переключиться, в частности, переключиться на занятия Хатха йогой. На самом деле, когда человек занимается Хатха йогой, он волей-неволей начинает переключаться и забывать о всех проблемах. Но иногда, особенно новичкам, трудно сделать первый шаг. Вот он вроде пытается заниматься, а в голове проблемы. И своими мыслями такой человек, как ни странно, блокирует помощь Вселенной.
Поэтому перед началом занятия очень полезно выпрямить шею, спину, голову. Почему надо выпрямить шею, спину, голову? В йоге считается, что в таком состоянии мы можем достигнуть максимально расслабленного положения. У нас позвоночный столб, а тело висит, как пиджак на вешалке. Т.е. полностью расслаблено. Минимум мышц напряжено. Понятно, что мы могли бы лежать. Но когда мы ложимся иногда приходить сонливость. Так вот очень хорошо начинать занятие с того, чтобы сесть, расслабить мышцы тела, расслабить мышцы лица и ментально отпустить ситуацию.

И вот после того, как мы сделали это, уже не плохо бы было лечь и немножко потянуться. Очень хорошо при этом зевать, знаете как мы просыпаемся утром и тело само просит, чтобы потянуться, зевнуть и т.д. Так вот очень неплохо бы было начинать занятие с этого. Т.е., мы дополнительно какие-то напряжения убираем, а нужные факторы, тонизирующие, добавляем. И вот после этих воздействий, когда мы пару минут посидели, после чего легли, потянулись, ну сколько это может занимать времени? Столько сколько приятно. Но, как правило, это редко бывает больше чем пара-тройка минут. И после этого человек непосредственно приступает к выполнению этих поз. Поз Хатха йоги.

17 июл. 2012 г.

Регулярность и продолжительность занятий.


Следующий вопрос: «А как часто надо заниматься? Заниматься ли каждый день и по сколько времени?»
Опыт показывает, что человек, который начал заниматься йогой, со временем приходит к тому, что совершенно не заставляя себя, совершенно естественно, без насилия над собой, начинает заниматься каждый день. Без насилия, друзья. Но, скажем, многолетняя практика показывает, что самое минимальное количество занятий в неделю, которые позволяют получать пользу от йоги, это два занятия в неделю. Если реже, чем два раза в неделю Вы занимаетесь Хатха йогой, то тяжеловато получить эффект. Т.е. тело успевает забывать йогу. Если два раза в неделю, то это ритм, который позволяет держать себя в хорошем тонусе. Но по мере того, как человек продолжает заниматься йогой, вдруг он начинает ощущать в себе потребность заниматься 3 раза, 4 раза, а потом ловит себя на том, что он стал заниматься каждый день, но без насилия. Почему я об этом говорю? Потому что многие люди, которые только начинают заниматься йогой, они с первых дней для себя говорят: «Буду заниматься каждый день». Это очень хорошее решение. Очень полезное решение, но Вы так сможете отзаниматься одну неделю, вторую, третью, четвертую, а потом, вдруг на пятой начнет проявляться эффект усталости, т.е. когда Вы чувствуете, что Вам с трудом дается очередное занятие йогой. Как только заметили, что такое наблюдается, знайте, Вы немного превысили то количество раз, которое необходимо. Поэтому либо сокращайте время каждого занятия, но занимайтесь каждый день, это более предпочтительно. Менее предпочтительно, это сокращайте количество дней в неделю. В любом случае, друзья, Вы помните, йога и насилие не совместимы. Йога - это гармония. Если гармонии нет, бесполезно заниматься.
Теперь другой вопрос. А сколько же заниматься по времени? Если Вы занимаетесь только Хатха йогой и никакими другими йогами, то это будет промежуток времени от 30 минут до 1,5 часов. Это считается вполне оптимальным. Каждый выбирает для себя сам. Кто-то 40 минут, кто-то час, кто-то 1 час 10 минут, кто-то 1,5 часа. Это оптимально, если учитывать наш современный образ жизни, наши обязанности, наши возможности. Если же у нас отпуск, или мы специально выделяем время для того, чтобы сделать некий прорыв в личной практике, то строго говоря, можете заниматься столько часов, сколько будет гармонично. Это может быть и 2 часа, и 4, и 6 часов. Но, опять же, очень разумно подходите к этому, чтобы не сбить этот ритм. Потому что иногда можно сделать рывок, а потом на всю неделю просто выпасть из графика. Т.е., во всем присутствует здравый смысл. Йога не против здравого смысла, йога за здравый смысл, но йога при этом учит, что если Вы хотите при этом достигнуть каких-то вершин, которые нам может быть даже кажутся фантастическими и необычными, то ступеньки, по которым мы должны до этих вершин подниматься, они обычные, разумные, с соблюдением обычного здравого смысла. К сожалению, иногда прослеживается такая тенденция, что люди прочитают много книг по йоге. Им кажется, что если йога ведет к таким фантастическим высотам, необычным, волшебным, то значит надо и делать что-то необычное или волшебное. Это ошибка, друзья. В этом как раз и прелесть йоги, что она не заставляет Вас делать ничего необычного и волшебного, а призывает Вас делать вполне понятное и естественное, но это приводит к чему-то волшебному. Многие бывают разочарованы. «Как, мы пришли йогу изучать. Мы думали нам здесь будут сейчас третий глаз открывать, ауру как-то расширять», еще что-нибудь, и все в таких ожиданиях, что сейчас будут какие-то чудесные таинства творится, а сталкиваются они с вполне конкретной, понятной, четкой работой над собой. Это многих разочаровывает. Но то, что это такая спокойная, вменяемая работа над собой, это вовсе не говорит о том, что она приведет к каким-то обычным результатам. Это всего лишь путь. Но к чему он Вас приведет, вот об этом как раз и надо читать в этих волшебных таинственных книгах по йоге.
Здесь еще следует отметить, что крайне благоприятно на занятия йогой, особенно если мы только начинаем заниматься, оказывают влияние красивые пейзажи, красивые места. Вот есть красивые места на планете. Это места, где гармония природы еще не искажена теми диссонансами, которые время от времени мы встречаем в городах или там, где человек привнес свое какое-то воздействие. Так вот в этих гармоничных местах легче настроиться на спокойное восприятие и как следствие, легче поймать это ощущение внутри себя. Поэтому, если есть возможность как-либо украсить то место, где Вы будете заниматься йогой, непременно надо это сделать. Или такой простой момент, как взять веник и подмести то место, где Вы будете заниматься или взять влажную тряпку и протереть это место. Т.е. даже вот такое простое действие, как прежде чем начать заниматься йогой, Вы протираете место занятия, Вы тем самым как бы вносите гармонию. Как ни странно, это действует. Поэтому очень полезно то место, где Вы будете заниматься либо как-то украсить, либо хотя бы убрать. От таких простых вещей эффект несоразмерно большой.
Так же крайне желательно, если есть возможность, заниматься в одном и том же месте и в одно и то же время. Если мы занимаемся в одном и том же месте и в одно и то же время, то вырабатывается цикличность воздействия на место, где мы занимаемся, и оно как если бы намагничивалось нашим присутствием. И в дальнейшем, попадая в это место, мы мгновенно бы настраивались на нужную волну гармонии. Это особенно важно, когда мы пришли с работы или только собираемся идти на работу и надо быстро как-то привести себя в порядок. И буквально стены, пол, окружающий интерьер нам помогает в этом. Поэтому если есть возможность выделить себе постоянное место, то это великолепно. Но если такой возможности нет, то приходится заниматься там, где эта возможность есть. Опять же, здесь не следует перегибать палку, слишком много времени тратить на облагораживание места, это тоже нерационально. Есть люди, которые могут годами готовиться к тому, чтобы приступить к занятиям Хатха йогой. Им казалось, что они должны что-то построить, украсить, сделать вспомогательные вещи, и они думали, что вот сейчас закончу и начну заниматься. Это в корне неправильная психология. Сперва начни, а потом доделай. Если человек не занимается йогой – то время его враг, если же человек занимается йогой, то время - его защитник.
Фото Ольги Архутич (http://www.liveinternet.ru/users/olgaarhutich/)

16 июл. 2012 г.

Желательные факторы для занятий йогой.





Желательные факторы для занятий йогой.
Теперь желательные факторы для занятий йогой. Крайне желательно, друзья, заниматься Хатха йогой, тем более если Вы только-только начинаете заниматься йогой, на улице. Но, если позволяют все факторы. К предыдущим факторам мы еще не отнесли, но этот фактор очевидный, это температура воздуха в том месте, где Вы занимаетесь и отсутствие сквозняков. Если будет слишком жарко, будет очень тяжело заниматься, хотя в этом есть своя такая изюминка, что получается, как в парной – мышцы разогреты. Если будет очень холодно, также тяжело. Потому что или ты на себя одеваешь такое количество одежды, что не сгибаешься, а если мало-мальски оголился, то долго ты там не просидишь. Т.е. температура должна быть сбалансированной на столько насколько это возможно. Но, в любом случае, если стоит выбор одеться чуть теплее и заниматься на улице: в парке, в саду, где угодно, там где есть возможность, либо же заниматься дома, Вы должны отдавать предпочтения занятиям на улице. Вы просто на своем опыте убедитесь, насколько они более эффективны.
Как начать заниматься Хатха йогой?
Теперь вот такой практический вопрос для людей, которые только начинают заниматься йогой. А как вообще подходить к Хатха йоге? Обучаться самому, либо найти где-то инструктора, преподавателя, учителя, гуру? Поехать в Индию и припасть к чьим-то ногам? Ходить в какие-то группы, где изучают йогу? Либо купить самоучитель и шаг за шагом его проходить? Дождаться озарения - просветления - посвящения - знака свыше? Ответ на этот вопрос не такой однозначный, как может показаться на первый взгляд. Конечно самый идеальный вариант, когда Вы разучиваете йогу под руководством преподавателя (инструктора), это может быть в группах. Он очень быстро Вас, как говорится, на рельсы поставит и Вы поедете уже сами. Но, к сожалению, есть очень большое количество факторов, которые просто сводят это все на нет. Во-первых, Вы можете просто не найти квалифицированного инструктора. Не все люди, которые преподают йогу, на самом деле преподают йогу. Во-вторых, Вы можете жить в недоступности или у Вас денег нет, чтобы посещать занятия. А занятия сейчас все платные, потому что сейчас новые экономические веяния. Бесплатно в аренду никто не даст зал, много всяких других расходов, поэтому за очень редким исключением, когда спонсоры покрывают затраты, занятия сейчас платные. Или Вы живете вдали от центров цивилизации. Так вот в этом случае Вы можете начинать заниматься Хатха йогой по любому вменяемому самоучителю или книге. Это допускается. Допускается изучение йоги по трактатам. Да, Вы потратите гораздо больше времени, да, могут наблюдаться некоторые недопонимания и ошибки. Но в любом случае йога призывает нас не терять времени зря. Но самый оптимальный вариант - это когда Вы чередуете занятия в группе под руководством инструктора с самостоятельными занятиями дома. Это самый хороший вариант.

14 июл. 2012 г.

Летний семинар в МОЙУ. Натья - йога. Несколько фото.













Что необходимо для занятий йогой. (продолжение)


Следующий момент. Он второстепенный, но так же необходимый для занятия йогой. Вам должно быть абсолютно все равно как Вы выглядите. Забудьте про окружающих, просто забудьте. Никогда не работайте на публику, когда Вы делаете йогу. Нет их. Вот нет и все. Даже если вокруг Вас миллион людей стоит и каждый на Вас смотрит и показывает пальцем, закройте глаза и считайте, что их просто нет. Забудьте о них. Иначе Вы будете больше концентрироваться на этих людях, чем на внутренней гармонии. И существует очень большой шанс, что Вы не получите от йоги всех тех благ, которые могли бы получить. 
Кто-то считает, что ногу за голову, вот это красиво, а все остальное, это так себе. Вопрос спорный. В любом случае мы даже не задаемся этим вопросом, как мы выглядим. А нет никого, просто нет. Не перед кем оправдываться. Вот еще кстати один пример, когда кто-то начинает говорить: «Да ты йогу делаешь неправильно!» Это попытка привлечь к себе внимание, чтобы Вас отвлечь. Искушение со стороны. Тот кто говорит такие фразы, знайте, этот человек не понимает йоги. Он может быть выучил 5-6 упражнений по фотографиям, может быть научился умничать, философствовать на предмет йоги, он может быть будет Вам говорить: «Ой, я смотрю, ты делаешь так, у тебя этот канал пережат, у тебя Прана не туда потекла, у тебя чакра закрылась и карма у тебя будет черной» или какую-нибудь другую ахинею. Таких болтунов сейчас много развелось. Они говорят, иной раз сами не понимая, о чем они говорят. Но, самое главное, чтобы они не говорили, самим фактом, что они вмешиваются туда, куда их вмешиваться никто не просил, это говорит о том, что этим людям чуждо понятие гармонии. А если им чуждо понятие гармонии, то все остальные слова про карму, чакры, Прану и прочее это не больше чем шелуха. 
Так вот фактор, чтобы Вас никто не отвлекал.
Следующий фактор, очень неприятный бывает, это звук. Самый неприятный звук, это когда кто-то начинает рядом по мобильному телефону разговаривать. Вы невольно настраиваетесь на его волну, а волны собеседника Вы не слышите, и у Вас в голове начинается достраивание. Т.е., даже когда компрессор рядом работает, отбойными молотками что-то делают – это менее деструктивный фактор, чем болтовня, которая рядом. Ну или болтовня, которая раздается, допустим из телевизора.
Звук – это один из наиболее болезненных моментов на пути йоги, но особенно не в Хатха йоге, а в более утонченных йогах. Он Вас будет доводить до белого колена. Все будут говорить: «Как же, ты же йог. Ты должен ничего не замечать». Но вот так хитро сделан наш организм, это надо в других разделах йоги объяснять, что воздействие звуковое даже сильнее, чем воздействие зрительных образов. Поэтому постарайтесь, чтобы было тихо или тихо настолько, насколько может быть тихо или уж купите себе беруши. 
Иногда, если позволяют обстоятельства, можно использовать контр-меры. Это когда Вы свою музыку включаете и глушите «вражеские» голоса. Но опять же, чтобы Вы не стали причиной беспокойства других, тоже должен быть баланс. Поэтому мы на занятиях практически всегда используем какую-то музыку. Строго говоря, музыка абсолютно не нужна для занятий Хатха йогой, нужна тишина. Только тишину гораздо труднее воссоздать, нежели гармоничную музыку, которая неким фоном выступает и человек занимающийся на нее даже не обращает внимание. Он уходит во внутренние процессы. Поэтому музыка, если Вы будете заниматься сами, может быть любая. Даже бой барабанов, если для Вас это гармонично. Когда же занимается много людей одновременно, то желательно что-то нейтральное. Чтобы не особо раздражало и в то же самое время, поглощало окружающие звуки.
Следующий фактор – это отсутствие неприятного запаха. На самом деле тоже очень серьезный фактор. Этот фактор подсознательный. Он как зубная боль. Когда у человека зуб болит, что ему не говори, он все воспринимает в негативе. Точно так же и неприятный запах. Иногда на занятия приходят дамы, которые слишком налегают на парфюм, что иногда у других людей возникает жуткая аллергическая реакция. Поэтому надо быть очень аккуратными при использовании всякого рода благовоний. Лучше добейтесь отсутствие запаха, чем перебивайте его благовониями. Или в любом случае как-нибудь сами создайте благовония. В том плане, что вырастите сами цветы. 
До встречи, жду ваших вопросов. Можно после занятий, можно в блог или по телефону.

12 июл. 2012 г.

Что необходимо для занятий йогой?


А что необходимо для того, чтобы заниматься йогой? По большому счету для занятий Хатха йогой нужно очень мало. Во-первых, это ровная не наклоненная поверхность достаточно большой площади. Насколько большой площади? Некоторые позы йоги предполагают, что Вы будете выполнять упражнения лежа. Ну и еще есть такие позы, когда мы их выполняем лежа и потом забрасываем ноги за голову. Т.е. еще надо чуть-чуть места. Это может быть 2,5м. в свободном режиме, а 2м. – это вполне достаточно по длине. Ну и по ширине это может быть сантиметров 60-70. Третий фактор, это безусловно высота помещения. Это средняя высота нашего помещения. Понятно, если оно будет ниже, чем наш рост, то некоторые упражнения мы не сможем сделать, потому что они предполагают, что мы будем стоять, а у нас голова упирается в потолок. Конечно, поверхность ровная и еще не должно быть никаких камушков, чтобы тебе в бок ничего не давило.
Затем необходим коврик. Какой это может быть коврик? Строго говоря, тот коврик, который Вам удобен. Некоторые предпочитают спортивные коврики, некоторые предпочитают более тонкие коврики, они меньше скользят. Некоторые люди предпочитают заниматься на шерстяном одеяле. Кто-то предпочитает заниматься на обычной циновке. Что же касается древних трактатов, то там упоминается, что неплохо заниматься на циновке, сделанной из травы куша. Что такое трава куша? Я предлагаю в наш век Интернета, набить соответствующее слово и посмотреть, как это все выглядит. А если сказать своими словами, то это камыш камышом. Это всегда так описывается в древних трактатах, что сделай кисточку из травы куша, сделай то из травы куша. Это приобретает такой некий сакральный смысл на первый взгляд. На самом деле все проще, друзья. Пару тысячелетий назад вот такой спортивный коврик не могли сделать в принципе. Поэтому пользовались подручными доступными материалами. Хотя адептам йоги, которые достаточно давно занимаются, им ничего не надо, кроме ровной поверхности, им даже коврик не нужен, настолько они невосприимчивы ни к чему.
Какая должна быть одежда? Что нам говорят древние трактаты? Древние трактаты единственно , что упоминают, так это набедренную повязку. Вообще, в принципе можешь заниматься в чем мать родила, но если будешь в набедренной повязке, тоже неплохо. Сейчас целая индустрия построена на том, чтобы делать коврики, некую одежду специальную для занятий йогой. Она действительно очень удобная и коврики удобные. Но, это уже продукт современной цивилизации. В древности никто не предполагал, что будет специальная одежда для занятий йогой. В древности вообще с одеждой было не так чтобы очень хорошо. Набедренная повязка есть, и уже и счастлив вроде. Безусловно, этому надо уделять внимание, но без паранойи. Нравится Вам какая-то одежда, удобно в ней заниматься? Вот и слава Богу! Нравится Вам коврик, подходит он Вам? Вот и хорошо! Поверхность ровная? Ровная! Вот и чудесно! Вот это из абсолютно необходимых вещей.
Вспомогательные вещи, необходимые для занятий Хатха йогой.
Теперь вспомогательные вещи, которые необходимы для занятия Хатха йогой. Почему вспомогательные? Потому что если на 100% они не будут выполняться, ничего страшного, продолжать можно. Одно из важных условий: желательно чтобы не было никого рядом, при условии, что Вы занимаетесь в одиночку дома. Если же Вы занимаетесь в группе, то желательно, чтобы все остальные тоже занимались. Время от времени приходят люди и говорят: «Ой, а можно мы посмотрим, как занимаются йогой?» Мы, конечно же, нет. Ну что здесь, зоопарк, чтобы смотреть на всех? Во-первых, это может смутить людей, во-вторых, это приносит волну негармоничности. Если есть возможность где-либо уединиться, то следует уединиться. А если рядом единомышленники занимаются, они не в счет.
Теперь дальше, если уединиться не получается, то следующий совет это не разговаривать. Т.е. вы наметили время, в течение которого будете заниматься. И возьмите себе за правило, что только форс-мажорные обстоятельства заставят Вас раскрывать рот. Либо положите рядом с собой листочек бумаги с ручкой. Если Вас кто-то будет уж слишком донимать, коротенько напишите, все что Вы о нем думаете и время, когда можно будет к Вам обратиться. Вы помните, самое главное, это чтобы была внутренняя гармония. Вы должны погрузиться в ощущения, в ощущения той позы, которую Вы делаете. Как только Вас кто-то о чем-то спрашивает, Вы начинаете тут же отвечать, у Вас внимание моментально уходит от ощущений и перепрыгивает на какие-то посторонние вещи. Это очень сильно сбивает. Потом требуется дополнительное время, чтобы опять прийти в себя, успокоиться, абстрагироваться. Поэтому, когда на занятия приходят люди парами, очень болтливые, я вежливо намекаю, что может быть стоит обсудить все вопросы по завершению занятия. Во-первых, Вы и сами не занимаетесь, а во вторых, мешаете другим. Болтовня во время занятия – это как дырка в бочке, в которую Вы пытаетесь налить эликсир жизни. Вот Вы занимаетесь Хатха йогой, Вы как бы черпаете, наливаете в свое тело эликсир жизни, силы, бодрости, чтобы после занятий очень хорошо себя чувствовать.
А любой разговор, это как если бы дырка была в этой бочке, куда Вы этот эликсир пытаетесь налить. Вы наливаете - он утекает, Вы наливаете – он утекает. Вот такая аналогия. Поэтому предупредите родных, близких, знакомых: «Ребята, я сейчас временно невменяемый». Как в поговорке: «Ушел в себя. Буду не скоро». И старайтесь не реагировать. Это действительно важно.
Многовато информации для короткого разговора? Продолжим в следующий раз. А еще я соберусь с мыслями и расскажу вам о семинаре по Натья-йоге. И о Натья-йоге, конечно.
Пока, всем бхавы.