Позволю
себе занять ваше внимание изложением очередных размышлений по поводу занятий
Йогой с детьми.
Помимо
очевидного развития силы, гибкости, равновесия, пространственной ориентации и
ловкости, есть еще один интересный вектор Йоги – психика.
Поскольку
преобладающей частью занятия по йоге для детей является выполнение различных асан
и крий, рассмотрим пока именно их влияние на ребёнка с точки
зрения психологии.
Само
по себе выполнение асан и крий дает:
- Опыт познания своих телесных способностей;
- Опыт нового движения, который существенно расширяет детское восприятие себя;
- Разнообразные тактильные ощущения;
- Понимание того, как тело работает.
Ребенок учится, как минимум, обращать внимание на все это. Выполнение асан и крий
– это достаточно непростая задача для ребенка. И даже не ввиду их физической
сложности и внешней витиеватости, а как раз в силу новой, непривычной работы со
вниманием. Ранее ребенок совершал простые действия зачастую направленные вовне,
а во время занятий йогой – сложные движения, с направлением внимания вовнутрь.
Попросту говоря, ребенку нужно соотносить инструкции преподавателя со своими
действиями, и, в частности, находить у себя предложенные для входа в асану
части тела, и проделывать с ними какие-то манипуляции.
Посредством
телесных действий ребенок тренирует такие свойства внимания как:
сосредоточенность или концентрация, устойчивость, переключение, распределение и
объем. Эти свойства внимания, когда они полноценно развиты, являются главным
предусловием для продуктивного труда, обучения, спортивной и другой
деятельности ребенка.
Углубляясь
в правильное выполнение той или иной асаны, ребенок тренируется сосредотачивать
внимание на чем-то одном и игнорировать другие раздражители. Ярким примером
этого процесса является выполнение асан, в которых нужно удержать равновесие. В
детском возрасте физическое равновесие тесно связано с равновесием психическим. Но,
по мере того, как ребенок взрослеет, уже лишь одних асан на равновесие
становится недостаточно. И, начиная с подросткового возраста, более актуальной
является практика асан и разминочных упражнений с координацией движения и
дыхания.
Концентрация
внимания непосредственно связана с его устойчивостью.
Степень
владения своим вниманием можно определить по такому свойству, как переключение.
Осознание последовательности действий для выполнения асаны, а значит и навык управления
своим вниманием переносится и на другие сферы жизнедеятельности ребенка.
Возможность гибко и быстро реагировать на те или иные стимулы также связана с
переключением внимания.
Устойчивость
– продолжительность сосредоточения на объекте деятельности. Во время занятия
ребенку приходится чередовать разновидности зрительного, слухового и
двигательного восприятия, что в свою очередь ведет к повышению устойчивости
внимания. А это значит, что ребенку будет проще усваивать новую информацию и
выполнять школьные задания.
Ну
и еще одна весомая, в процессе любого обучения, характеристика внимания – объем
(количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием и восприняты в
самый короткий промежуток времени). Когда дети выполняют асаны, спектр телесных
проявлений увеличивается: кто-то обнаруживает физическую сложность выполнения,
кто-то – непривычные тянущие ощущения и т.д. Но, не выпуская это из внимания,
дети продолжают стараться, слушают преподавателя, смотрят, как фигура выглядит
в его исполнении…
Объем
внимания ребенка обычно составляет 2-3 объекта, но на занятии по йоге
количество объектов возрастает до 4-5. Таким образом, в процессе тренировки,
объекты внимания нанизываются как бусины. Систематические занятия развивают это
свойство до состояния жизненной нормы.
И
как подтверждает практика, те дети, которые ловко манипулируют вниманием,
показывают более быстрый физкультурный прогресс.
Физическая
культура посредством йоги укрепляет не только тело, она также способствует проявлению и укреплению эстетических чувств,
тренировке мышления и воображения, развитию интеллекта.
Многократное
выполнение сложных двигательных действий дает детям понимание правил и
определенных требований. Когда сложные фигуры начинают получаться – дети
чувствуют, что их компетентность возрастает, в результате этого им становится
интересно снова и снова экспериментировать, у них развивается
самостоятельность. Выполненная сложная фигура также дает состояние радости,
особенное наслаждение двигательными действиями. «Душевная» радость тесно
связана с «телесной», и обе важны для нормального развития ребенка.
Усилия,
необходимые для улучшения выполнения асан, дают эффективную тренировку для
развития силы воли. А именно в волевых действиях человек реализует свои цели.
Воля – одно из самых важных условий человеческой деятельности. Воля проявляется
в усилии, во внутреннем напряжении, которое преодолевает ребенок, справляясь с
внутренними и внешними трудностями. В процессе осознанного выполнения фигур
движения контролируются, а значит, становятся волевыми. И по мере того, как они
становятся волевыми, ребенок постепенно, незаметно для себя, открывает такое
явление, как волевое действие - умение контролируемо начинать что-то,
продолжать и заканчивать. Таким образом, ребенок учится регулировать свое
поведение.
Систематические
занятия со своим телом, чувствами и умом развивают наблюдательность за собой и
за другими, учат расслабляться и справляться со стрессом. Физическое воспитание
с помощью йоги способствует развитию активности, самостоятельности, умению
овладевать собой, а также выдержке, инициативности и сильной воле. Как
результат – знание, познание себя.
Ичха,
крия, джняна. Воля, действие, знание.
Комментариев нет:
Отправить комментарий