12 авг. 2012 г.

Еще раз о детской йоге. Немного с другой стороны.


Позволю себе занять ваше внимание изложением очередных размышлений по поводу занятий Йогой с детьми.
Помимо очевидного развития силы, гибкости, равновесия, пространственной ориентации и ловкости, есть еще один интересный вектор Йоги – психика.
Поскольку преобладающей частью занятия по йоге для детей является выполнение различных асан и крий, рассмотрим пока именно их влияние на ребёнка с точки зрения психологии.
Само по себе выполнение асан и крий дает:
  • Опыт познания своих телесных способностей;
  • Опыт нового движения, который существенно расширяет детское восприятие себя;
  • Разнообразные тактильные ощущения;
  • Понимание того, как тело работает.
 Ребенок учится, как минимум, обращать внимание на все это. Выполнение асан и крий – это достаточно непростая задача для ребенка. И даже не ввиду их физической сложности и внешней витиеватости, а как раз в силу новой, непривычной работы со вниманием. Ранее ребенок совершал простые действия зачастую направленные вовне, а во время занятий йогой – сложные движения, с направлением внимания вовнутрь. Попросту говоря, ребенку нужно соотносить инструкции преподавателя со своими действиями, и, в частности, находить у себя предложенные для входа в асану части тела, и проделывать с ними какие-то манипуляции.
Посредством телесных действий ребенок тренирует такие свойства внимания как: сосредоточенность или концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Эти свойства внимания, когда они полноценно развиты, являются главным предусловием для продуктивного труда, обучения, спортивной и другой деятельности ребенка.
Углубляясь в правильное выполнение той или иной асаны, ребенок тренируется сосредотачивать внимание на чем-то одном и игнорировать другие раздражители. Ярким примером этого процесса является выполнение асан, в которых нужно удержать равновесие. В детском возрасте физическое равновесие  тесно связано с равновесием психическим. Но, по мере того, как ребенок взрослеет, уже лишь одних асан на равновесие становится недостаточно. И, начиная с подросткового возраста, более актуальной является практика асан и разминочных упражнений с координацией движения и дыхания.
Концентрация внимания непосредственно связана с его устойчивостью.
Степень владения своим вниманием можно определить по такому свойству, как переключение. Осознание последовательности действий для выполнения асаны, а значит и навык управления своим вниманием переносится и на другие сферы жизнедеятельности ребенка. Возможность гибко и быстро реагировать на те или иные стимулы также связана с переключением внимания.
Устойчивость – продолжительность сосредоточения на объекте деятельности. Во время занятия ребенку приходится чередовать разновидности зрительного, слухового и двигательного восприятия, что в свою очередь ведет к повышению устойчивости внимания. А это значит, что ребенку будет проще усваивать новую информацию и выполнять школьные задания.
Ну и еще одна весомая, в процессе любого обучения, характеристика внимания – объем (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием и восприняты в самый короткий промежуток времени). Когда дети выполняют асаны, спектр телесных проявлений увеличивается: кто-то обнаруживает физическую сложность выполнения, кто-то – непривычные тянущие ощущения и т.д. Но, не выпуская это из внимания, дети продолжают стараться, слушают преподавателя, смотрят, как фигура выглядит в его исполнении…
Объем внимания ребенка обычно составляет 2-3 объекта, но на занятии по йоге количество объектов возрастает до 4-5. Таким образом, в процессе тренировки, объекты внимания нанизываются как бусины. Систематические занятия развивают это свойство до состояния жизненной нормы.
И как подтверждает практика, те дети, которые ловко манипулируют вниманием, показывают более быстрый физкультурный прогресс.
Физическая культура посредством йоги укрепляет не только тело, она также способствует проявлению и укреплению эстетических чувств, тренировке мышления и воображения, развитию интеллекта.
Многократное выполнение сложных двигательных действий дает детям понимание правил и определенных требований. Когда сложные фигуры начинают получаться – дети чувствуют, что их компетентность возрастает, в результате этого им становится интересно снова и снова экспериментировать, у них развивается самостоятельность. Выполненная сложная фигура также дает состояние радости, особенное наслаждение двигательными действиями. «Душевная» радость тесно связана с «телесной», и обе важны для нормального развития ребенка.
Усилия, необходимые для улучшения выполнения асан, дают эффективную тренировку для развития силы воли. А именно в волевых действиях человек реализует свои цели. Воля – одно из самых важных условий человеческой деятельности. Воля проявляется в усилии, во внутреннем напряжении, которое преодолевает ребенок, справляясь с внутренними и внешними трудностями. В процессе осознанного выполнения фигур движения контролируются, а значит, становятся волевыми. И по мере того, как они становятся волевыми, ребенок постепенно, незаметно для себя, открывает такое явление, как волевое действие - умение контролируемо начинать что-то, продолжать и заканчивать. Таким образом, ребенок учится регулировать свое поведение.
Систематические занятия со своим телом, чувствами и умом развивают наблюдательность за собой и за другими, учат расслабляться и справляться со стрессом. Физическое воспитание с помощью йоги способствует развитию активности, самостоятельности, умению овладевать собой, а также выдержке, инициативности и сильной воле. Как результат – знание, познание себя.
Ичха, крия, джняна. Воля, действие, знание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий