21 апр. 2012 г.

Йога и дети


1 шаг. Обращение к родителям (преподавателям йоги) по практикам Йоги с детьми от 6 до 11 лет.
1. Вам нужно регулярно практиковать Йогу самим, следовать принципам Йоги и быть с собой и детьми честными. Также с детьми нужно быть доброжелательными, почаще улыбаться, назвать ребенка по имени, разумно использовать уменьшительно – ласкательные выражения.
2. Необходимо выполнять общие рекомендации по практикам – приятное место (ровный и теплый пол, коврик, чистота, свежий воздух), удобное время (никуда не торопимся, не спешим), практичная одежда (не сдавливает, дышит, не мешает в асанах, не очень теплая, по сезону), плавная музыка (а по вариантам практики может быть ритмичная или вовсе – детские песенки), известный режим питания и туалета перед практиками и после, уединение (отсутствие наблюдателей, родителей малыша),. Если родители хотят присутствовать – пусть тоже практикуют Йогу и выполняют все вместе с ребенком.
3. Маленькие дети (младше 9 – 10 лет) более легко принимают Йогу в виде игры, в то время, как дети постарше воспринимают также и взрослые философские разъяснения, рассказы о пользе для тела, ума практик Йоги.
4. Как правило, время концентрации детей на чем-то одном не превышает 12-15 минут, поэтому через определенное время нужно либо менять предмет концентрации внимания, либо делать активный перерыв с переключением внимания, сменой типа деятельности и возвращения потом к предыдущему вопросу. Дети – разные, поэтому этот временной промежуток должен корректироваться вами в зависимости от ситуации.
5. Еще раз – все дети разные – толстенькие, худенькие, гибкие, негнущиеся, обидчивые, застенчивые, гиперактивные, шумные, спортивные и т.д.  Нужно коррелировать набор и последовательность асан, время нахождения в них, способы привлечения внимания, даже игры нужно выбирать так, чтобы не было подавляющего превосходства одних над другими.. И, в общем - продолжительность занятий должна быть прямо пропорциональной возрасту ребёнка и его заинтересованности.
6. Предполагаемое время выполнения каждой позы нужно изменять в зависимости от физического состояния ребёнка. Внимательно следите за тем, чтобы не было дрожания или напряжения, наблюдайте за потоотделением, цветом кожи лица, дыханием.
7.  Если ребенок не является спортивным, стройного телосложения старайтесь не практиковать перевернутые позы, задержки дыхания.
8. Следует придерживаться общих правил выполнения асан (гармоничное сочетание применения методов сознания и энергии, плавность входы и выхода из асан). Не забываем про принципы масштабируемости и совершенства. Асана, которую делает ребенок - это любая поза, которую его тело может легко принять и устойчиво в ней находиться.
9. При проведении йогической практики нужно иметь план занятия, необходимые предметы, но нужно быть готовым и к импровизации.
10. Для использования в практиках рекомендуются основные позы, которые нужно практиковать почти каждый раз. Какие-то новые или более сложные позы можно давать как сюрприз, открытие на занятии.
11. Для занятия с детьми нужно придерживаться схемы и, хорошо бы, единой нити всего занятия (например, путешествие в джунгли). Рекомендуется наличие в занятии следующих частей: приветствие, вводная часть – разминка – активные асаны – отдых – немного рассказа (теории) – асаны – игра – упражнения специальные (коррекция тела, профилактика плоскостопия, пальчиковые упражнения, простейшая игра с дыханием) – расслабление – что-либо из творчества (мантра, рисунок, загадка, простой конкурс) – окончание занятия. Перед расставанием желательно детей нацелить на следующее занятие – дать домашнее задание – одну асану, сложную загадку или тему следующего занятия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий