12 июл. 2016 г.

И снова Йога на природе!!!

Друзья, по вашему желанию, по моему решению, мы устраиваем Йога-выходной! Место дислокации прежнее - д.Сорд Сысольского р-на, там, где проходил выездной семинар в июне (кто еще не видел фотки и видео-отчеты - смотрите - в нашей группе Открытая йога в Сыктывкаре) . Если коротко: прибываем, практикуем, полдничаем, практикуем, ужин-баня-чай, практика, сон. По утру - практика, завтрак, практика, чай, выезд. С ночлегом в доме, или в нашей палатке -1500, в своей палатке - 1250 р. (участники заявите о себе здесь - оставляйте себя в участниках и добавляйтесь ещё в группу мероприятия ). Кроме практик, как всегда - йога-беседы, йога-чай, йога-баня, йога-гриль, йога-костёр (вы знаете о чём я), бильярд, теннис и бадминтон, много света, воздуха, природы. А Йоги много не бывает!!!

5 июл. 2016 г.

Перевёрнутые позы хатха йоги. Сложно? Полезно? Чудесно! Випарита-карани.



Випарита-карани.

В предыдущем очерке мы узнали о неизбежной путанице в названиях и описаниях асан, систематизировать и привести к единому формату которые затруднительно. Сегодня речь пойдёт о Випарита-карани - перевёрнутой позе, в том её варианте, который наиболее известен (см. фото). Очень бы хотелось об этой асане кратко, тезисно. Мол, есть два - три удобных и проверенных способа входа в асану, укладывай руки под себя, локти сближай, лопатки соединяй и не забудь расслабить шею. Поддерживай руками таз, можешь прогнуться в пояснице или держать спину прямо. Ноги направь вверх, можно даже не вытягивать их усердно. Находись так долго, как приятно и так далее. Но! С этим упражнением не все так просто. Да, практиками накоплен огромный опыт этого упражнения, фото и видео-инструкций имеется в сети в достаточном количестве. Обратимся к первоисточникам. То, что сказано в Гхеранда самхите про випарита-карани, как мудру, мы уже знаем (см. предыдущий очерк).
А вот, как описывается эта поза в «Повествовании о хатха йоге».
«Выслушай же теперь описание перевёрнутой позы Випарита-карани.
В прекрасном месте ляг на спину, подними ноги вверх, поддерживай низ туловища руками, так оставайся долго. Этим упражнением реку времени обратишь вспять. Будешь молодеть, все морщины разгладятся. Этой асаной йоги меняют энергию и сознание местами. Бесчисленны блага, даруемые этой позой. Но не переусердствуй! Увеличивай продолжительность постепенно. Хорошо питайся и избегай дурных компаний. Йог, выполняющий эту позу, держит время в своих объятиях. Если же, ноги отведёшь дальше от головы, чтобы держались они только на руках, будешь господином половой энергии. Только лишь тогда достигается Брахмачарья, когда эта энергия под контролем».
В «Шива Самхита» видим следующее описание Випарита-карани:
4.45. Голову положи на землю, ноги подними вверх и двигай ими кругообразно. Это – Випарита-карани, хранимая в тайне во всех Тантрах.
4.46. Йогин, который практикует Випарита-карани по три часа ежедневно, побеждает смерть и не разрушается даже в Пралайе.
4.47. Практикующий эту Бандху и пьющий нектар, становится равным Сиддхам.

По этим описаниям випарита-карани трудно понять, чего от нас хотят. То ложись на спину, то голову положи на землю, ноги подними вверх… Мы можем голову положить, забросить вверх туловище и ноги, как можно выше, тогда подбородок начинает упираться в туловище, мы пережимаем область шеи и получается джаландхара-бандха. А позу эту можно назвать позой свечи, сарвангасана. А если мы делаем в более свободном варианте, то есть, не пережимаем горло, тогда тело у нас изогнуто дугой. Руки при этом могут лежать на земле, можно ими подпирать туловище, а можно за голову забросить. А положение ног? Здесь об этом сказано странно – крути ногами. Куда крутить, как крутить? Понятно, что в каждой школе есть свои особенности выполнения даже таких самых известных поз. В нашей традиции сказано следующее, что положение ног может быть совершенно разным. Ноги могут быть слегка за головой, могут смотреть вертикально вверх. Но самое интересное начинается, когда ноги начинают отходить под каким-то углом от вертикального положения от головы назад! ( см. эпизод из видео учебно-практического занятия). При этом так напрягаются все мышцы, что в области низа живота возникает разряжение. Потому что мышцы, которые пытаются удержать позу, напряжены и тянут вверх, а ноги двигаются назад. При этом в нижней части живота получается своеобразное разрежение, как если бы мы делали уддияна-бандху. Это серьёзный эффект: при этом кровь и все жидкости устремляются в область разрежения.
Есть ещё один серьёзный аспект этого упражнения. Йогин, который серьёзно занимается йогой, тем более, если придерживается брахмачарьи (воздерживается от секса), неизбежно сталкивается с аспектом избытка сексуальной энергии. Аспект этот настолько сильный, что к нему, как правило, никто не бывает готов, это может даже стать проблемой. Йога заставляет рационально работать организм, при этом освобождается дополнительная энергия, которая ранее была задействована в каких-то процессах. Также за счёт упражнений йоги мы привлекаем дополнительно много энергии. И так устроен наш организм, что в первую очередь эта энергия идёт на сексуальный аспект. И если йогин ещё не готов соответствующими упражнениями как-то справиться с этой сексуальной энергией, сублимировать её, то у него возникают достаточно неприятные ощущения. Сексуальная энергия очень активна, она начинает поднимать сексуальный тонус до некоего  уровня. Вообще, действие сексуальной энергии очень коварное в том плане, что иногда то, что кажется нам приятным – это завуалированная форма боли. Это форма воздействия на самые глубинные отделы нашего мозга, на самые древние структуры. И вот тут начинается очень жёсткая игра.
Необходимо отметить, что когда состояние постоянной сексуальной приподнятости изматывает человека, как зубная боль. Если сексуальная энергия есть и вибрирует в нас, то волей-неволей она очищает всё тело. Но это серьёзный аскетизм.
С повышением своего «йогического» опыта вы получаете возможность сублимации. Это психологически очень серьёзный момент. Сексуальная энергия в этом смысле очень честная энергия. И малейшая нечестность с самим собой действительно приводит к зажиму, который не позволяет энергии сублимироваться и перераспределяться по другим центрам, и возникает это ощущение беспокойства, жжения. Проявляться это может очень сильно. Этой энергии много. Её можно тут же потерять (например, при сексе с потерями) и придёт облегчение, но оно непродолжительное, а потом опять возобновится в этой форме. Постоянно терять – неразумно, постоянно ощущать это жжение – это серьёзный аскетизм.
В йоге даётся ряд методик, которые позволяют перераспределить эти ощущения, снять остроту. И вот как раз випарита-карани даёт эту возможность, когда в той области энергия накопилась до предела, и всё продолжает и продолжает вырабатываться. Как сказано в текстах: «Мысли беспорядочно прыгают до тех пор, пока дыхание беспорядочно, семя продолжает струиться». По идее, очень хорошо, когда есть с чем работать. В йоге любое ощущение, если вы испытываете, это хорошо, так как есть основа для работы, но в данном случае оно изнуряющее, как зубная боль. Днём и ночью, и каждый день. Обычно, среднестатистический человек этого не выдерживает. В простонародье говорят, что ему крышу сносит, что очень опасно. В этом смысле непонятно что хуже: потерять энергию или то, что тебя понесёт по этим всем приключениям. Но если мы занимаемся йогой, то мы отдаём себе отчет в том, что мы делаем.
Итак, випарита-карани позволяет снять, облегчить и перераспределить эту энергию. Мы говорим об уровне физическом (грубом, материальном). Випарита карани по своему очень сильному оздоравливающему действию очень серьёзная вещь, потому что сексуальная энергия начинает легко трансформироваться в жизненную энергию. И в буквальном смысле начинает оживлять весь организм, потому что потенциал сексуальной энергии очень большой. Поэтому человек в этом состоянии молодеет.
Кроме того, есть ещё нюансы. Йогина, вход у которого в сушумну открыт, безусловно, эта поза вводит в состояние самадхи. Серьёзная в этом смысле поза.
Но если позу этот делает начинающий йогин, то уже только от этого он получает очень сильную пользу.
Обратите своё внимание на положение ног в этой позе. Мы можем сместить ноги чуть подальше от головы или же за голову их отвести. В тексте так и сказано: крути ногами, а мы говорим: играй с ними. Долго вы не выдержите неподвижности, начнёте лавировать, менять положение. Это заставляет вас делать некий внутренний процесс.
Ноги нужно стремиться вытянуть, с согнутыми ногами это всё просто неудобно делать. Это делают также и в позе лотоса. Это зависит от того, какой эффект вы хотите получить. В позе лотоса вы можешь нагнуть ноги, и голова оказывается между коленями. При этом вы внутри себя начинаете прорабатывать какую-то определённую область.
Итак. Випарита-карани – это поза, когда ноги заброшены вверх. Нужно вращать их или играть ими, как сказано в нашей школе про эту практику. Так подержите их какое-то время, потом чуть измените позу. В общем и целом вы набираете время в позе.
Здесь уклончиво сказано о вращении ногами. То есть, примите эту позу, ноги забросьте и вращайте. Для объяснения процесса. В других школах сказано, что просто играйте со своим положением: допустим, пять минут так, пять минут так, пять минут эдак. Йогу надо переоткрывать, в первую очередь – доверяя своим внутренним ощущениям. И вот они вам будут подсказывать, когда надо изменить положение. При этом любой способ выполнения випарита-карани помогает сублимации. Но когда мы отодвигаем ноги назад, иногда снимаются самые острые проявления. Это непосредственное воздействие на физические органы. Это вопрос внутренней игры с внутренними ощущениями, ключевым моментом здесь является ваше внутреннее ощущение. Приблизительно примите позу и доверьтесь своим ощущениям. Переоткрывайте йогу.
С другой стороны, это прекрасная поза, чтобы сбросить лишний вес. Считается, что пищеварительный огонь разгорается, и в первую очередь пережигает все жировые отложения. То есть, человек меняет фигуру.
Необходимо указать, что в этой позе делается ещё уддияна-бандха. По мере освоения этой практики, набирания опыта, мы начинаем осознавать свои внутренние мышцы, как-то играть с ними, с мышцами живота, мышцами заднего прохода, половых органов. Именно в этом перевёрнутом состоянии нагрузка несколько другая, и ощущения можно легко выделить из всего фона ощущений внутри себя. И, соответственно, понять, как этим всем манипулировать, управлять.
Опять же считается, что подобно тому, как кровь стекает к голове, подобно этому внутреннее время йогина течёт вспять. В йоге понятие возраста – это понятие не календарное, а понятие внутренней Вселенной.
Итак, в випарита-карани считается, что внутреннее время течёт вспять, и тем самым продлевается молодость. Продлевается время жизни. Но оно ещё зависит от того, в каком вы состоянии находитесь. Как и в отношении всех других йоговских чудесных практик, которые мы знаем, надо понимать, что в полном объёме она раскрывается, если человек и в других областях уже подготовился (во всех других практиках). Происходит так потому, что можно сколь угодно не терять энергию на одном, но терять её на другом. Випарита-карани обращает внутреннее время вспять и человек молодеет. Проявляется это по-разному. Иногда проявляется в ощущениях самочувствия. Самочувствие у вас возникает такое, как если бы вам было очень мало лет. Мы помним, как мы себя чувствовали в детстве и понимаем, что с каждым годом ощущения начинают тускнеть. А этой позой мы возвращаем некую остроту переживания жизни.