11 мар. 2016 г.

Что такое йога?

Вадим Openyoga
Очерк подготовлен по материалам лекции Вадима Openyoga (Запорожцева), прочитанной для студентов МОЙУ (г.Москва), будущих преподавателей Открытой йоги.
Что такое йога? - вопрос на самом деле совершенно не тривиальный, и ответ на него не такой простой, как может показаться. Давайте постараемся разобраться в хитросплетениях понятий, чтобы начать чётко осознавать, какое же учение можно считать йогой. Необходимо это в первую очередь для того, чтобы научиться отличать от йоги все те другие учения, которые йогой не являются, но по ряду разных причин за неё выдаются и принимаются.

Так сложилось, что тема йоги окутана многочисленными мифами, причем не только на Западе, но и в самой Индии. Произошло это в результате того, что многие адепты, не разобравшись в сути знания йоги, передают его по цепочке дальше, сдабривая повествования различными мифами. Один миф накладывается на второй, порождая третий. Так и возникает путаница, да ещё настолько неразрешимая, что человеку, пришедшему в йогу, сложно понять, куда он попал. В качестве примера приведу самый распространенный миф в отношении йоги: в сознании обычного, современного человека, как правило, слово йога ассоциируется с человеком, который стоит на голове или в какой-либо другой причудливой позе, причём иногда совершенно внешне неудобной. Складывается образ йога, как человека эксцентричного, принадлежащего к совершенно иной части человечества.
Подавляющее количество мифов вокруг йоги, как ни странно, возникло и продолжают существовать в самой Индии и вот почему. Изначально йога была распространена на Востоке, на территории несколько большей, чем занимает современная Индия, причем в старые времена йога была элитарным учением и многие разделы йоги распространялись только тайно. Нельзя было просто взять и получить какие-нибудь откровения: в школах йоги существовали ступени, которые должен был пройти человек, прежде чем его посвящали в практики и аспекты философии. Не у многих хватало сил, желания и намерений идти путем йоги, и наше европейское представление, что каждый индус по умолчанию знаток йоги, очень далеко от действительности. Совсем не так давно, по разным оценкам от 150 до 200 лет тому назад, ситуация на востоке радикально изменилась, и йога стала распространяться очень широким фронтом, буквально для всех желающих, вследствие чего стали возникать и множиться разные мифы.
Далее йога стала проникать на Запад и к восточным мифам стали добавляться мифы западные, которые во многом их повторяя, добавляли еще и собственные искажения. Начнем с того, что в первую очередь Запад взял из йоги лишь те упражнения, которые занимаются физическим телом (Хатха йога), в лучшем случае - физическим телом и дыханием. Все остальные разделы либо не дошли, либо дошли, но, были не совсем правильно поняты.
Ну, и наконец, самая серьёзная причина существования такого количества мифов вокруг йоги – это склонность восточных людей привносить во всё, во что только можно, религию. Поэтому на Востоке очень тяжело отличить религиозный культ от философского учения, настолько все перепуталось и переплелось. Надо сказать, что крайняя религиозность - это вообще отличительная черта Востока. По количеству разного рода религий, культов, сект, групп, исповедующих те или иные взгляды, страны Востока бьют рекорд. Фактически, все религии, которые когда-либо были, есть и будут, в той или иной форме присутствуют в странах Востока. При этом под родиной йоги ошибочно понимают только лишь Индию. Друзья, территория Индии в средние века весьма отличается от территории Индии современной. Начнём с того, что Пакистан когда-то был составной частью Индии, и на его территории проживало огромное количество людей, проповедующих те или иные философские системы, характерные только лишь для Индии. В результате многочисленных кровавых переделов Индия и Пакистан разделились. При этом большая часть индусов ушла в сторону Индии, а большая часть людей, исповедующих ислам, осели в Пакистане. Далее стоит отметить, что в ещё более древние времена та территория, которая сейчас называется Афганистан, тоже была территорией Индии. Карта менялась огромное количество раз на протяжении всех исторических передряг, поэтому правильнее говорить лишь о некоем центре, где сохранилось знание йоги. Это я говорю к тому, что многие акценты учения йоги вы можете найти в странах, которые Индией совершенно не являются, не говоря уже о Тибете (сейчас это часть Китая), Бутане, Непале. И всему этому ареалу крайне свойственна религиозность, поэтому здесь в любых философских системах так или иначе фигурировали религиозные понятия. В условиях современного мира, когда в эти страны проникает современная западная наука, даже она приобретает там совершенно интересные грани религиозности: вдруг в тот или иной раздел точных наук привносят какие-то персонажи из религиозной мифологии, более того, наделяют их физическими свойствами, которые пытаются объяснить с помощью аспектов божеств. Вот такая отличительная черта восточного менталитета имеется. Проникая на Запад, она сыграла дурную службу, потому что иной раз очень тяжело отличить, где заканчивается йога и начинается религия. Понятно, что Запад сразу же начал отбрасывать все религиозные моменты, потому что Запад к излишней религиозности не склонен. Отличительная черта Запада – упор на политику, на права и свободы, Запад не только не прислушивается, а даже наоборот, раздражается от проявлений религиозности. По этой причине из йоги было выброшено очень многое, а то, что осталось, стало пониматься через призму западного менталитета, и это породило ещё большее количество мифов. Вот так и получилось, что на сегодняшний день под йогой в разных частях света чего только не понимают, и наша задача расставить основные акценты, чтоб внести хотя бы небольшую ясность.
Начнем с самого первого положения. Йога – это система самопознания, то есть такая система, которая позволяет человеку познать, чем или кем он является. Сразу возникает встречный вопрос: раз йога является системой самопознания, значит она заточена исключительно на взгляд вовнутрь и не занимается познанием окружающей Вселенной? Нет, это не так, йога занимается как познанием внутреннего мира, так и познанием окружающей Вселенной, другое дело, что в йоге есть основополагающее правило о тождественности систем макрокосмоса и микрокосмоса, исходя из которого считается, что познавая себя, мы познаем окружающую нас Вселенную, и напротив, познавая устройство Вселенной, мы, так или иначе приходим к познанию себя. Так что противоречия здесь нет.
Для того, чтобы лучше познать окружающий нас мир, необходимо отточить органы восприятия: наше зрение, слух, обоняние, осязание и, самое главное - разум. Здесь стоит немного углубиться в философию йоги, где мы найдем очень интересное положение: в йоге разум низводится до органа чувств - совершенно странное и необычное для западного менталитета положение, но совершенно логичное и обоснованное, если вы начинаете заниматься философией йоги более углубленно. Отточив свой разум, мы можем направить его на познание своей сути и познав её, мы автоматически познаем окружающую Вселенную.
В мире встречается огромное количество философских и религиозных учений, целью которых являются совершенно другие, иногда абстрактные, иногда конкретные моменты и, если вы сталкиваетесь с учением, которое претендует называться словом йога, неплохо бы проверить, является ли это учение системой самопознания или нет. После этого действия огромное количество систем, возможно не менее грандиозных и уважаемых, чем йога, сразу будет отброшено. Поэтому не будет необходимости мучить себя, размышляя, почему это называется йогой, а это не называется йогой, а вот здесь что-то одно, а вот здесь что-то другое.
Процесс самопознания и, как следствие, познание Вселенной очень неочевиден, потому что может осуществляться самыми разными способами. Например, ученый для того, чтобы познать, как устроено человеческое тело, может ставить разные эксперименты, иногда совершенно бесчеловечные и жестокие. Во имя великого прогресса огромное количество подопытных лягушек, мышей, собак, кошек, обезьян приняли мучительную смерть в лабораториях. И все это ради того, чтобы ученый сделал очередной шаг в своих исследованиях и продвинулся в осознании того, как всё сделано, и, как следствие, как сделан он сам. Огромное количество опытов проводят на животных, чтобы понять, как будет действовать то или иное химическое вещество на человека. Ладно ещё, когда в этом есть жёсткая необходимость, так как гибнут люди и надо дать лекарство, а давать непроверенное лекарство нельзя. В любом случае самопознание ученых не ставит им ограничительный барьер в виде морали и нравственности. Совершенно чудовищный пример этой идеологии - знаменитые врачи в концлагерях, которые ставили чудовищные опыты на людях, на детях, на больных, на женщинах - это одна из самых печальных и позорных страниц в истории человечества. На самом деле, если смотреть на ситуацию с точки зрения науки, то грань между дозволенным и недозволенным будет весьма зыбкая - действительно, дозволено ли ставить эксперимент на человеке, приговоренном к смертной казни? На Нюрнбергском процессе многие из этих врачей были искренне удивлены, за что их судят? Они же строго придерживались научных взглядов в познании и им просто не повезло (или наоборот повезло), что у них была возможность ставить эксперименты на людях, ведь те, над кем они ставили опыты, всё равно были приговорены к смертной казни. И очень трудно с позиции науки здесь что-либо возразить. Если вы заинтересуетесь, то почитайте, на самом деле не так-то просто на Нюрнбергском процессе было с доказательством вины этих врачей-убийц, несмотря на то, что опыты они ставили совершенно чудовищные.

Итак. В отличие от науки, в йоге существуют два основополагающих принципа, и если они не выполняются, то система самопознания йогой называться не может, поэтому протестировав любую системы самопознания на их соблюдение вы отбросите значительную их часть.
Первый принцип йоги иногда называется принципом доброты или принципом гуманности, он имеет более глубокие корни, которые могут быть непонятны человеку, только ставшему на путь йоги - это принцип сверхлогики в обычной жизни, а дело в том, что доброта - сверхлогична. Звучит Первый принцип йоги следующим образом: «Не причиняй вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, то поступай так, как велит долг».
То есть, первый принцип призывает нас максимально сократить количество страданий в тех случаях, когда мы можем это сделать. Йога - вменяемое учение и понимает, что иногда у вас может не быть выбора, причинять или не причинять вред. Наша карма может поставить нас в условия, в которых мы в принципе не сможем не причинять вред, даже если очень захотим. Каждый день, мы волей или неволей убиваем тысячи микроорганизмов, тысячи растений гибнут, чтобы стать нашей пищей и если углубляться в рассмотрение этой темы, получится, что мы и шага не сможем сделать, чтобы из-за этого кто-нибудь не пострадал. Поэтому наша задача хотя бы в том, чтобы пострадало как можно меньше живых существ, то есть, сократить, минимизировать размеры вреда. Если же мы встречаемся с системой, где, наоборот, призывают доставлять страдания, то эта система не является йогой.
Первый принцип или принцип морали в самопознании, делает неприемлемыми огромное количество методов, в частности, чудовищные опыты в концлагерях над людьми и т.д. В йоге процесс самопознания происходит с позиции нравственности.
Первый принцип йоги проводит очень серьёзную грань между подходами современных ученых и йогов. И ученый, и йог занимаются самопознанием, но у ученого нет кодекса поведения, нет дозволенного, нет недозволенного. В науке самое главное - открытие закона, нацеленность на результат и никто не будет спрашивать, какой ценой всё это добывалось. Йога же склонна вообще не получать результат, чем получать результат ценой неимоверных страданий ни в чем не повинных живых существ. Первый принцип йоги, как лезвие, срезает огромное количество методов и огромное количество философских систем, которые могли бы претендовать на то, чтобы называться йогой. Иногда до меня доходят слухи о неких школах йоги, в результате деятельности которых возникает огромное количество страдающих людей, тогда я очень чётко понимаю, что эти системы называют йогой по ошибке.
Наиболее характерный пример - Тантра йога, один из самых возвышенных разделов йоги, один из самых мощных, один из самых чистых, но после того, как нечистоплотные люди начали её практиковать, они опорочили само понятие Тантра йоги. Вся Тантра йога излагается аллегорическим языком, который порой резок в выражениях и не всегда однозначен. Например, в текстах Тантр можно встретить следующую  фразу: «Убей на алтаре то или иное животное и окропи алтарь кровью». Вот так читаешь и думаешь, что же это за сектантство такое ужасное? А на самом деле это всего лишь аллегория, которая скрывает истину. Мы уже сегодня говорили о том, что йога очень долго не была так широко распространена, как в последние 200 лет. В те далекие времена знания максимально вуалировали, скрывали. Каждое используемое в тексте сравнение имело конкретные понятийные ключи, в частности, под животным подразумевалось эго человека. Вот и получается, что речь идёт лишь о том, что до тех пор, пока человек сам в себе не победит животное и не окропит внутренний алтарь, не видеть ему никаких духовных высот. Ну и что вы думаете? Находится огромное количество последователей, которые понимают это поучение буквально, и дело действительно порой доходит до жертвоприношений с животными, что, как вы понимаете, моментально показывает, что данное учение не является йогой. Запомните, если кто-то причиняет вред живым существам в тот момент, когда можно было бы этого не делать - это явный показатель, что данное учение не является йогой.
А что же это за второй принцип йоги? Его ещё иногда называют принципом здравого смысла или принципом логики в нашей жизни. Звучит он так: мы не должны растрачивать свою энергию и направлять свое сознание на дела недостойные, а должны тратить их лишь на достижение поставленных целей. Причем здесь не говорится, какие это цели, они могут быть любые: в работе, в учебе, в той же самой йоге. Говоря другими словами, второй принцип йоги призывает вас сначала определиться в своих желаниях, поставить цель, а потом последовательно идти к ее достижению, не отвлекаясь ни на что иное. На первый взгляд совершенно тривиальное утверждение, казалось бы, что может быть очевиднее? Но все дело в том, что мы с вами подавляющее количество своих поступков совершаем так, как если бы мы были напрочь лишены логики. Казалось бы, Вселенная дала нам разум, который мы всегда должны применять и поступать согласно здравому смыслу, но мы только часть жизни проживаем, руководствуясь логикой, а другую часть мы проживаем совершенно не логично, причём порой сами себе не отдаём в этом отчет. Йога учит, что такое поведение - наследие со времен жизни в телах животных, когда разум только зарождался в нас, и мы проживали свои жизни под влиянием органов чувств и инстинктов. Сложившуюся модель поведения мы переносим в свою жизнь в теле человека, хотя у нас разум уже более - менее проявлен и им можно пользоваться.
Йога призывает нас всегда идти следующим образом: назначил цель – выполни её, и не отвлекайся на различные посторонние факторы.
Еще раз повторюсь, что это может быть любая цель, не обязательно в йоге. Иногда ошибочно полагают, что второй принцип йоги - это обретение состояния Высшего самопознания или Самадхи, нет, йога на такое не замахивается. Эту цель вы не сможете даже сформулировать, слишком уж она грандиозна, поэтому гораздо правильнее формулировать себе цели, которые вы сознаете и которые вы сможете достичь. Йога нас учит жить по правилу: наметил – сделал, и даже если вы поставили перед собой ошибочную цель, то тем не менее лучше достигнуть её и затем осознать ее ошибочность. А вот когда мы ставим перед собой цель, а потом нас начинает нести в разные стороны, то, конечно, есть шанс выиграть приз, но гораздо больший шанс ходить по жизни кругами: будет сначала одна цель, мы ее вроде поставили, но не достигли, затем на что-то другое переключились, затем на третье, на четвертое, на пятое – в результате по кругу ходим. Итак, и первый, и второй принципы йоги – это с одной стороны метод в йоге, а с другой стороны, это пробный камень, который на бытовом уровне, в нашей повседневной жизни позволит нам определить, является система йогой или нет.
На самом деле, крайне тяжело разобраться во всем многообразии учений, позиционирующих себя как йогу. В некоторых системах присутствует нелогичность, но в пределах приличия, в виде небольшой мистики, таинственности, но порой она может достигать настоящей паранойи у людей. Порой слушаешь такого человека и понимаешь, что, скорее всего, он психически болен. Но, в то же время, он очень добрый и, вполне возможно, он действительно говорит о Высшем, о том, что недоступно простым смертным. А если человек находится на уровне сверхлогики и говорит вам свои откровения, то вы никогда не сможете проанализировать их с позиции логики. В тоже самое время это может быть какой-нибудь безвредный сумасшедший, которого из больницы отпустили и он начинает ходить - бродить, да свои откровения всем высказывать. Что интересно, у него обязательно найдутся и слушатели, и даже последователи. Такие случаи имеют место быть, и очень тяжело определить столкнулись ли вы с откровениями небес или с бредом сумасшедшего.
Помочь разобраться поможет только второй принцип йоги. Здравый смысл, логика - это частный случай сверхлогики, с их помощью вы никогда не познаете Высшее, но и противоречить Высшему они никогда не будут. В йоге все очень логично - любое положение  выводится из другого положения.
Ступенька за ступенькой каждый йогин должен сперва отработать логику, отточить разум и только после этого плавно переходить на уровень сверхлогики, в область Высших откровений. Если, в рамках какого-то учения, вам начнут говорить о существовании высочайших тайн, которые вы никогда не поймёте и к которым вы никогда не приблизитесь, что лишь жившим в древности величайшим пророкам удалось пережить эти потрясающие откровения, знайте, такое учение йогой не является. Если вам будут говорить, про мистическо-космических махатм, переживших нечто потрясающее, что вы никогда не сможете понять и воспроизвести, такое учение йогой не является. Запомните, все учения, которые начинают принижать наш разум, которые отодвигают его на второй план - не являются йогой! Если же некая система построена без издевательства и насилия над логикой и здравым смыслом, где от логики вас плавно переводят к сверхлогике, только такое учение можно назвать йогой, естественно при соблюдении ранее озвученных условий.
Не спешите верить на слово любому, кто будет твердить, что он адепт тайных наук от йоги, вполне возможно, что это действительно величайший йог, а может - величайший пройдоха или добрый псих. Если вы соберетесь поехать в страны Востока, не именно в Индию, а может и в какие-то другие страны, будьте готовы к тому, что вам в каждой деревне то одного, то другого уважаемого односельчанина начнут выдавать за садху, постоянно находящегося в самадхи. Вас будут уверять, что каждое его слово - откровение, каждое его предсказание сбывается, но вы, тем не менее, не спешите им верить. Йога призывает вас никому не верить на слово, а проверять любую информацию, что означает соблюдение второго принципа - принципа логики.
Знания йоги за последнее время сильно поредели и иногда доходят до нас фрагментарно, складываются ситуации, когда весьма тяжело найти логическую связку между одним положением и другим. Как если бы из всего учебника математики к нам в руки попали только две главы. Когда-то это были две очень логичные главы в одной книге, в которой все последовательно расписано. Но две главы без остального текста - это уже трудная задача! Также и в йоге, к сожалению, многих логических переходов одного положения в другое не сохранилось, но это не значит, что их там не было. Поэтому, прежде чем заставлять себя верить во что-то на слово (в том числе, и в йоге), постарайтесь разобраться сами, напрягите свой разум. Вселенная подарила нам разум, йога призывает оттачивать его, и он крайне необходим нам в йоге для того, чтобы подняться на более высокий уровень - уровень Высшей интуиции, на котором уже будет работать сверхразум.
Таким образом, если вы проведете тест на соблюдение второго принципа йоги, то ещё одно количество философских течений будет срезано. И, наконец, существует ещё один пробный камень: йога должна открывать вашу истинную природу. Частенько можно наблюдать людей, которые занимаются самопознанием, не причиняют никому вреда, напрягают здравый смысл, но с каждым годом, жизнь их становится все хуже и хуже, выглядят они всё мрачнее и мрачнее. Жил себе когда-то человек и ни о чём не задумывался, а стал йогой заниматься и закабалил себя полностью всяческими обязанностями, занятиями. Каждый день он по пять часов йогой занимается, мантры произносит, ходит по земле так, чтобы червячка ненароком не раздавить. Ответа на вопрос от него не дождёшься, потому что он должен всё осмыслить, дабы соблюсти первый и второй принципы йоги. В результате такой человек становится похожим на тень и кроме уныния никаких чувств не вызывает. Это не очень хороший признак, дело в том, что если вы занимаетесь йогой и с каждым днем вам становится всё хуже и хуже, то, по всей видимости, вы занимаетесь не йогой, а чем-то другим.
Правда, здесь есть одна оговорка, эта оговорка называется карма. Допустим, некто в прошлой жизни только и делал, что всех на свете убивал, а в этой жизни - йогой стал заниматься и до известной степени этим он искупает свою карму, но не так, чтобы полностью. Если бы не йога, он должен был бы умереть, а так всего лишь плохое настроение испытывает, так бы он должен был болеть, а тут всего лишь чихнул. Но, прошу вас очень аккуратно подходить к анализу того, кем вы были в прошлой жизни и не впадать в самомнение о своем великом греховном прошлом, думая, что именно вы тиранили человечество в оболочке Гитлера, порой это звучит несколько самонадеянно.
Йога – это учение, которое должно открыть вашу истинную природу, а какова же она, истинная наша природа, природа нашего Высшего Я? Наше Высшее Я, как утверждает йога - свободно, и, приближаясь к нему, мы должны испытывать всё возрастающее чувство свободы! Если же вы занимаетесь системой самопознания, соблюдаете первый и второй принцип йоги, но вас всё больше и больше, как в тисках, сдавливают различные обязательства, обеты, практики, так, что вздохнуть невозможно, и, как следствие, ощущение вашей свободы сжимается, то это говорит о том, что что-то вы неправильно делаете. Возможно, вы выбрали не те упражнения или выбрали их слишком много для себя или не в той последовательности, так бывает, когда человек занимается йогой самостоятельно по книжкам и по фильмам: прочитал про Хатха-йогу, понравилось, решил заниматься ей два часа в день, потом прочитал вторую книгу, про пранаяму и решил к двум часам хатхи добавить еще 40 минут пранаямы. И вот, рано или поздно он, бедолага уже и шагу спокойно ступить не может - там ему надо мантру прочитать, там - в позе побыть, там ещё что-нибудь. Как правило, это люди волевые, они зубы сожмут и идут, идут, но что-то не видно, чтобы они вокруг себя радость и счастье сеяли, скорее, наоборот - уныние и печаль. Это серьёзная ошибка, в которой в принципе нет ничего страшного, если человек искренен и честен сам с собой - рано или поздно он нащупает золотую середину: чем, сколько и когда заниматься. И ещё один момент - не впадать в паранойю, боясь нарушить первый принцип: человека комар кусает, а он его смахнуть боится.
Йога должна давать вам свободу, а не порабощать! И если система, которой вы занимаетесь, не даёт вам свободу, а порабощает, то, видимо, вы что-то напутали непосредственно в методике. Это неудивительно, потому что большая часть знания йоги потеряна, какая-то часть неправильно понята, поэтому такие «несостыковки» бывают зачастую.
Иногда я слышу такие высказывания: «Да, йога хорошая система, пока я ей занимался - хорошо себя чувствовал, но когда перестал - сразу стал чувствовать себя плохо. Получается, что я на йогу как на наркотик подсел и теперь просто обязан ей заниматься, чтобы чувствовать себя хорошо?» Это достаточно серьёзный аргумент: получается, что подсадили человека на йогу. Йога же нам говорит, что это несостоятельные обвинения, и несостоятельные по той причине, что наше хорошее самочувствие вызывается не извне, не от йоги вам стало хорошо, йога лишь помогла раскрыть то, что и так в нас заложено. Йога учит, что наше внутреннее состояние, состояние нашего Высшего Я - это состояние свободы и высшего счастья бытия. Но, поскольку мы в этом мире проявляемся и действуем через наши тела, более того, считаем себя своими телами, а тела наши загрязнены и склонны к болезням, то мы теряем ощущение нашего истинного счастья. Из нас должны были бы струиться только счастье и свобода, но больное тело их придавило, и вместо этого мы наблюдаем лишь серые будни, находясь на пониженном эмоциональном уровне. Так может продолжаться у человека изо дня в день, из жизни в жизнь, но вот он пришел на йогу, разными практиками устранил в своем теле неполадки и стал чувствовать себя хорошо. Хорошее самочувствие дает не йога, йога лишь помогает раскрыть свой потенциал. Отсюда следует естественный вывод, что даже если вы очень долго будете заниматься йогой, подсесть на йогу вы не сможете, хотя бы по той причине, что источник вашего счастья находится внутри вас.
После некого критического количества занятий йогой (оно, безусловно, у всех разное) вы обретаете так называемое совершенство в йоге или сиддхи, после чего йога вам больше не будет нужна. Каждый раздел йоги - лишь инструмент, который отработал, что нужно, и после этого может быть отброшен. Таким образом, сперва вы с помощью йоги возвращаете себе ваше естественное состояние радости и счастья, потом, когда все ваши структуры полностью перестроятся, необходимости заниматься Хатха йогой, Пранаяма йогой и ещё какими-то разделами йоги у вас больше не будет - вы подниметесь на новую ступень и назад больше никогда не вернетесь, вниз не скатитесь.
Йога ведёт нас к свободе, йога призывает нас к свободе. Более того, йога говорит, что если йога делает вас несвободными - отбросьте йогу. Свобода – наше естественное состояние. Это то, на что не имеет право покушаться никто, но обратная сторона свободы – это ответственность. Невозможно  достичь полной свободы, игнорируя ответственность. Первый и второй принципы как раз и позволяют вам подняться к этим идеалам свободы, не игнорируя принцип ответственности. Иначе любое ваше проявление свободы с пренебрежением к принципу ответственности породит дурную карму, которая на следующем шаге задушит вашу свободу. Так устроен мир, так устроена плоскость логики, так устроена плоскость кармы, в которой мы с вами сейчас и живем.
Я часто слышу опасения, высказываемые родственниками людей, которые усиленно начали практиковать йогу. Действительно, если человек резко меняет свой образ жизни, то совершенно естественно, что у родных и близких это вызывает беспокойство, на то они родные и близкие, чтобы о нас заботиться. И тут следует хорошо понимать, что перестройка своей жизни оправдана, только если она проводится с соблюдением первого и второго принципов йоги. Но в жизни случается всякое. Бывает, что человек действительно попадает в организацию, которая называет себя йогой, а на самом деле - очередная секта. Тогда родные и близкие будут наблюдать, что с каждым днём человек становится все более несвободным, зажатым,  нерадостным. Это дурной знак! Но, друзья, и здесь не всё так просто, потому что есть ещё момент кармы, и иногда может одно на другое так наложиться, что вроде человек действительно настоящей йогой занимается, но, тем не менее, он всё равно приходит домой хмурый и печальный. И в нашем университете бывали такие прецеденты, когда у моих слишком ретивых учеников открывались какие-то переживания и они начинали производить плохое впечатление на своих родных и близких. В таких случаях я стараюсь поддерживать контакт с родными и близкими своих учеников, потому что если кто-то начинает вести себя неадекватно, то я первый заинтересован эту неадекватность убрать. Понятие йоги и так исковеркано, и я не хочу поддерживать это тёмное амплуа.
Иногда ко мне приходят люди с западным менталитетом, хорошо понимающие второй принцип йоги, очень решительные, очень вменяемые и говорят: «Вот он я, пришел йогой заниматься. Хочу достичь состояния Самадхи, хочу по воздуху летать, Кундалини поднять и третьим глазом на мир смотреть научиться. За сколько дней такое достигается, давайте программку подробную напишем, в какой последовательности, что будем делать. И, главное, какие вы дадите мне гарантии, что я у вас время не напрасно потрачу?»
В такой ситуации мне сразу приходится человека разочаровывать, потому что никто и никогда в йоге никаких гарантий не даёт, по совершенно очевидной причине. Всё, к чему вы стремитесь, в вас уже есть, но, образно говоря, спрятано под всякого рода наслоениями дурной кармы. У одного этих наслоений больше, у другого меньше и кто может вам гарантировать, с какой скоростью вы от них избавитесь? Да и избавитесь ли вообще? Порой на словах мы хотим чего-то одного, а подсознательно стремимся к абсолютно противоположному. Человек может всем рассказывать, как он хочет достичь состояния Самадхи, а на поверку окажется, что он на самом деле повышения по службе хотел, которого ему не дали. Это человек обманывает себя и окружающих своей попыткой, что называется, с «черного хода» разрешить жизненные неурядицы. Нет гарантий, и быть не может. Вы ошибаетесь, если думаете, что в йоге существует последовательность упражнений, с помощью которых вы сможете развить разум, чувства или сверхспособности. Йога ничего не развивает, йога лишь раскрывает то, что в вас и так заложено, но пока ещё не осознается.
Очень широкое распространение имеет миф о том, что йога лечит все болезни, все, которые были, есть и будут. Йога не лечит болезни, болезни лечит медицина, йога - это система самопознания. Другое дело, что следствием этого самопознания является открытие грандиозных способностей и потенциалов, которые в нас заложены, после чего человек может направлять их, в том числе, и на устранение заболеваний. С точки зрения йоги, любое заболевание - это наша негативная карма, т.е. когда-то мы что-то неправильно сделали или плохо поступили. К примеру, есть у вас автомобиль, и вы в принципе знаете, как за ним надо ухаживать: мыть от грязи, в масло песок не сыпать, в бензобак хороший бензин заливать и так далее. Но вот вы решили поэкспериментировать немного: что будет, если вместо бензина солярки залить? В результате таких опытов рано или поздно ваш автомобиль начнет работать с перебоями, что в нашей аналогии будет называться болезнями. Если человек пришел в йогу в надежде вылечить свои болезни, то несмотря на то, что любая мотивация, которая приводит человека в йогу похвальна и заслуживает уважения, тем не менее, если есть болезнь - обращайтесь к врачу. Йога - не панацея, не последняя соломинка для утопающих, и, несмотря на то, что йога подчас творит чудеса там, где медицина бессильна, нет никаких гарантий, что это будет именно ваш случай. Потому что для того, что бы получить результат, вы должны пройти весь долгий путь самопознания. Все ваши болезни - лишь отражение глубинных внутренних перекосов, и они означают, что вы сами когда-то кому-то делали что-то плохое в той или иной форме и к вам это просто сейчас вернулось. На Западе этот миф меньше распространен, там упор больше делают на то, что йога - это физкультура, гимнастика, здоровый образ жизни.
В Индии, на Тибете ставят знак равенства между йогой и религией, утверждая, что йога – это всего лишь одна из религиозных систем, и такие религиозные воззрения пытаются привнести на запад под видом йоги. Друзья, йога – не религия, практиковать йогу может как человек религиозный, так и атеист, человек сомневающийся, и человек не определившийся, или, наоборот, человек, свято уверовавший в какую-либо ветвь религии. Йога дистанцируется от религии, йога – это система самопознания, она может быть одинакова полезна как для человека, находящегося внутри религиозного течения, так и для атеиста.
Сейчас йога в нашей стране – это целиком и полностью заслуга тех, кто занимался йогой в 60-х годах, а тогда, во времена коммунизма - социализма, в основном эти люди были атеистами (в крайнем случае кто-то из них признавал наличие космического разума, Вселенского Я), и все они прекрасно занимались йогой и друг с другом прекрасно уживались. Толчок йоги, который мы имеем в нашей стране, он именно такой - йога не имеет привязки к религии, другое дело, что в йоге много всякого рода сказаний, которые можно интерпретировать как религиозные, но относиться к этому надо так же, как мы относимся к мифам Древней Греции. Существовал целый пантеон греческих богов, на который так или иначе ссылалась средневековая философия. Мы все знаем мифы про Купидона, который стреляет цветочными стрелами, но никому не приходит в голову относиться к этому как к серьёзному, религиозному учению. Йога насквозь пропитана индуистскими мифологическими существами, в Тибетских вариантах йоги присутствует религиозная концепция буддизма, но, по сути дела, это всего лишь слова, которые объясняют систему. Скажем так, если бы йога сохранялась в нашей стране, то в ней бы присутствовали Кощеи Бессмертные, Василисы Прекрасные, Змеи Горынычи. И когда вы будете читать древний текст, ко всем аллегорическим упоминаниям надо относится лишь как к толчку для разума, который помогает вам ухватить совершенно трудно-выразимую суть йоги.
И поэтому не нужно делать из России маленькую Индию, как это порой бывает. Съездит человек в Индию, позанимается в какой-нибудь деревне у местного учителя, вернется домой, вырядится в индийские одежды и давай всех учить индийским традициям, порой доходя до курьёзов. Индия и все страны востока действительно пропитаны менталитетом религии, как губка пропитывается водой, но к йоге это не имеет никакого отношения. Самое интересное, что образ жизни, который мы сейчас видим в Индии, сложился у них достаточно недавно, всего 500 – 1000 лет, а йога - система самопознания с многотысячелетней историей. Можете не сомневаться, что во времена бронзового века - времени древних Вед или во времена Будды образ жизни в странах Востока радикально отличался от современного индуистского, но йога и тогда уже была йогой.
Сейчас Индусы живут так: бедная страна, вечные войны, голод, нищета, отсутствие образования. В Индии полмиллиарда людей не умеют писать и читать! И вот некоторые представители тайных наук пытаются перенять образ жизни индийской деревни, каких-нибудь лачуг - это безумие! Чтобы не было таких ситуаций - читайте историю. Йога не имеет отношения ни к какому образу жизни, йога - это система самопознания, и не существует отдельно выраженного образа жизни для йогов. Копируя на Западе образ жизни индусов, чтобы быть похожими на йогов, с таким же успехом вы можете копировать образ жизни какого-нибудь африканского племени, каких-нибудь зулусов или охотников за черепами.
Есть ещё одна  неприятная вещь. Страны Востока очень бедные, и люди, которые приезжают в эти страны изучать йогу, на их фоне выглядят чрезвычайно богатыми. Даже наши хиппи, которые в России квартиры сдают, и на вырученные деньги в Индию едут, по местным индийским меркам - цари, миллионеры, потому что они в день могут потратить больше, чем индусы в месяц зарабатывают. Понятно, что если есть спрос – будет и предложение. Бедные индусы видят, что есть спрос на экзотику, на йогу, на Индию и начинают давать, то, что хочет западный человек. И вот такой индус прочитает пару книг, вспомнит, что странствующий садху говорил (а в Индии наряду с вечно обкуренными бомжами, есть и действительно высочайшие Учителя йоги), и начинает, с одной стороны, копировать образ поведения этих не то бомжей, не то святых, привнося во все это свой менталитет и называя это йогой. Приезжает западный человек, расплачивается большими деньгами, приобретает знание якобы йоги, а на самом деле поднабирает экзотический мусор, чтобы затем привезти его на Запад. Друзья, не следует на это попадаться, следует все четко фильтровать и срезать.
Другая крайность. Иногда пытаются представить, что йога – это наука. Но, друзья, современной науке очень мало лет, существует она примерно лет 300-400, до этого было мрачное средневековье, когда святая инквизиция на кострах сжигала всех, кто пытался «инакомыслить». Только доказывая, что земной шар не плоскость, сколько народу поплатилось своими жизнями. До средневековья был всплеск мысли – Римская Империя, древние греки, они могли бы создать науку, все предпосылки к этому были, но почему-то не создали, какие-то зачатки возникали, но они не вылились ни во что серьёзное. Одна, кстати, из больших загадок истории – почему?
Мы сейчас гордимся нашей наукой, но она очень молодая. Йога же существует несколько тысячелетий. Иногда пытаются сказать, что йога – это наука, но только та наука, которая была раньше, и с одной стороны, это правильно, но всё-таки, строго говоря, не так. Потому что, во-первых, в йоге мы имеем первый и второй принципы, ограничивающие методы познания, в науке таких критериев-ограничений нет. Во-вторых, многие отправные точки в йоге стоят на позициях прямо противоположных позициям современной науки. Так, точкой отсчета в познании мира современная наука выбирает объективную реальность, в йоге же считается, что такой системой отсчета должно быть Высшее Я каждого человека, со всеми вытекающими субъективными переживаниями. На каком-то этапе общения ученый перестает понимать йога, но надо сказать, если это вменяемый йог, то он продолжает понимать ученого.
Иногда до меня доходят истории про людей, которые прочитают несколько трактатов по йоге и давай доказывать современным ученым, что те мол, ничего не понимают, и даже система творения мира, наукой не так давно придуманная, йогам была известна давно. Действительно, есть некие параллели, которые можно сопоставить: современное открытие большого взрыва, творения Вселенной, с той же концепцией Джнана йоги действительно похожи, но реакция учёных на такие заявления всегда крайне негативна, в результате они на дух не переносят всех этих горе йогов - эзотериков. В нашей стране в последние годы развелось огромное количество, так называемых, альтернативных подходов в науке, которые не выдерживают критики разума. Учёные устали опровергать это мракобесие, под которое, как правило, пытаются выбить государственное финансирование в ущерб классической науке. Поэтому отношение науки к йоге сложилось в последнее время крайне нездоровое, учёные считают: «Да какая между вами разница, что йога, что ваши экстрасенсы, что ваши колдуны, все вы одним миром мазаны». Это очень печальное недоразумение, к сожалению, такая ситуация сложилась в первую очередь потому, что очень долго йогой называли те учения, которые йогой не являются. Если бы ученые действительно познакомились с системой йоги, они бы не нашли противоречий. Более того, они не нашли бы ни одной попытки со стороны йоги подменить науку. Наука – это наука, у неё свои задачи, свои цели, свои методы. Йога – это йога. Где-то они пересекаются, а где-то нет.

Отдельный вопрос: Роль Учителя в йоге.

Скажу сразу – роль Учителя в йоге священна. В одном из афоризмов сказано, что даже если у вас настолько чудовищная карма, что вас прокляли боги, но при этом ваш Учитель сказал, что всё в порядке - можешь радоваться. Или, наоборот, что если все боги вам благоволят, но Учитель вами недоволен, то даже боги вас не спасут. По сути дела, что такое Учитель? Учитель - это зеркало вашего Я, зеркало вашей интуиции. Ваше Высшее Я пытается докричаться до вас, но вы не склонны на него смотреть, тогда появляется кусок зеркала, и то, что до вас не доходит напрямую, доходит через отражение. Вот в этом роль Учителя.


6 мар. 2016 г.

Второе занятие "Очистительные практики йоги" в ф\к Инфит проведено 6 марта 2016 года.

 Существует большое количество очистительных процедур для наших тел.  Очистительные процедуры были описаны в древних трактатах по йоге: «Шива самхита», «Гхеранда-Самхита», «Хатха йога Прадипика», «Повествование о хатха-йоге Анандасвами» и других. Например, Гхеранда самхита: 1.8. Постоянно разрушается тело, как распадается в воде необожжённый кувшин. Обожги тело в огне Йоги и так соверши его очищение. 1.9. Вот средства для этого (очищения), состоящее из семи частей: составные элементы 7-частной садханы в первую очередь Шат-кармы дают очищение. ДхАути, БАсти, Нети, ЛАулики, ТрАтака и КапалабхАти – вот 6 действий очищения, которые нужно выполнять.

 Описанные в трактатах процедуры могут показаться вам своеобразными, даже несуразными. Они описаны были для тех людей, которые жили много лет назад, и эти процедуры надо переносить на современных людей аккуратно, с учетом открывшихся возможностей – технологии, методы диагностики, знания физиологии человеческого тела.  Мы с вами занимаемся йогой для того, чтобы очистить все наши структуры: грубые, тонкие и причинные. И тут же - мы очищаем тела, чтобы эффективно заниматься йогой. Такой вот замкнутый круг, но круг надо разорвать и превратить в восходящую спираль. Итак, очищать тело необходимо, без этого мы не будем прогрессировать в нашей практике йоги, в более тонких практиках, но очищение тела не должно быть самоцелью. Но мы не должны уходить в крайности, когда очищение тела становится для человека смыслом всей жизни, когда все человек думает только о том, как бы правильно покушать, и каждый день поставить клизму. Мы не хотим такого подхода, нужно гармонично использовать практики очищения тела и использовать свое чистое тело для духовного развития.