21 янв. 2013 г.

Трактат о Хатха-йоге.


Несколько трактатов по йоге дошли до нас. Часть из них неизвестна широкой публике. Другая часть не переведена и поэтому неизвестна. Но даже и та часть, которая известна, нуждается в адаптации, нуждается в переводе на современный язык, потому что много слов там непонятных. Много образов непонятных. Любой трактат по йоге всегда писался для вполне конкретных людей с вполне конкретным образом жизни.
В традиции нашей школы Анандасвами тоже есть трактат, называется он «Повествование по Хатха йоге». В свое время был снят фильм на основании этого трактата (вот ссылка: Фильм о хатха-йоге). Я тоже несколько лет назад с интересом просмотрел этот фильм и иногда смотрю его снова.
Озвучен фильм в соответствии с содержанием трактата. Фильм рассчитан в первую очередь на людей, которые самостоятельно хотят изучить те или иные позы. Я рекомендую вам этот фильм скачать и посмотреть. Там есть описание тех поз, которые необходимо делать. Приведено достаточное количество для того, чтобы серьезно заниматься йогой. 
Кроме практической части, в этом фильме есть два достаточно больших куска серьезнейшей теории в области йоги. Йога, в частности Хатха йога, имеет глубокую философскую насыщенность. Но прелесть Хатха йоги в том, что знаете Вы эту философию или не знаете, все равно можете заниматься Хатха йогой и получить результат. Но рано или поздно возникает интерес к этим первоисточникам, поэтому, кто еще не видел этот фильм, смотрите его. В общих словах, там сказано, что такое метод Энергии, метод Сознания, как их надо чередовать? Что означает слово Хатха? Значений у этого слова огромное количество. И в фильме даны некоторые значения этого слова.
Это все очень интересно, но самое главное, друзья, это все же заниматься. Взять и сказать себе, что Я волеизъявляю изменить свою жизнь к лучшему. Для того, чтобы эффективно изменять жизнь к лучшему, желательно воспользоваться инструментом, проверенным тысячелетиями. Хатха йога – это именно такой инструмент. И спокойно, кропотливо, день за днем идти в этом направлении. Работать не на показ, не для галочки, а для себя. Как показывает практика, это наиболее выгодная стратегия. Почему? Потому что, когда мы начинаем заниматься йогой для того чтобы поправить физическое здоровье, то мы даже не догадываемся, что наше психическое здоровье нуждается еще в большем внимании, или в раскрытии наших творческих способностей. Физическое, приводящее к тонкому, тонкое к еще более тонкому.
Трактат «Повествование по Хатха йоге» написан в форме диалога между учеником и его Учительницей. Это один из случаев, когда в плане Учителя йоги выступает женщина, точнее девушка. Там интересная любовная история, когда юноша влюбился в девушку, а девушка оказалась Учительницей йоги. А юноша пока еще не особо дружил с йогой. И вот она ему объясняет, она его учит уму разуму. Поэтому в трактате есть такое выражение «Она сказала»,  имеется в виду Учительница.
«Она сказала: Вот поза для живота. Ляг на землю. С вдохом забрось руки за голову. Затем с выдохом согнись в пояснице и захвати лодыжки ног своих ладонями рук. Следи, чтобы ноги в коленях были прямыми. Отдайся энергии, внутри тебя текущей. Потом дотронешься лбом колен. Делая эту позу, устранишь все болезни внизу живота. Будет радость в ногах».
Все, больше ничего не сказано. Вот это описание позы. Никаких подробностей, что Ваша стопа должна смотреть на 45 градусов вверх и на 15 градусов вправо. При этом Вы должны повторять мантру, а какое-то созвездие должно находиться в определенном месте. И лицом Вы должны смотреть на север, и что если Ваш знак гороскопа такой-то, то Вы должны делать эту позу с 5 утра и до 6 утра… 
В трактате нет ничего лишнего. Только то, что действительно необходимо. Фактически описание всей Хатха йоги без философии, без объяснений, очень кратко (текст трактата можно скачать здесь: Трактат о Хатха йоге).
Все очень лаконично, очень живо, естественно. Никаких запугиваний черной кармой, или то, что у Вас Энергия не в ту ноздрю потечет и Вам будет плохо.  
Смысл заключается в том, что всегда демонстрируй здравый смысл и осторожность при выполнении упражнений. Потому что нерадивый ученик может навредить себе даже если просто ест похлебку. Поперхнется и все. Как в поговорке: «Заставь дурака Богу молиться, он себе и лоб расшибет». Вот чтобы так не получалось в Хатха йоге. Чтобы мы не были теми дураками. Чтобы мы соблюдали здравый смысл. Хатха йога  была создана для живых людей. Ведите себя в Хатха йоге, как маленькие дети, играющие со своим телом, а не какими-то умными дядями и тетями, которые больше умничают.

Очерк подготовлен с использованием материалов сайта МОЙУ: http://openyoga.ru, материалов лекций В.В.Запорожцева, ректора МОЙУ.

17 янв. 2013 г.

Шавасана


Поза отдыха.

Что всегда делается по завершению занятий йогой? В конце занятий йоги всегда делается поза отдыха. Поза эта называется на санскрите Шавасана. Пожалуй это одна из немногих поз, где название в совершенно разных школах йоги одно и то же на санскрите. Переводится название этой позы несколько так устрашающе - поза трупа. Как если бы йогин умер. И вот в названии этой позы содержится значительная доза того, как надо выполнять эту позу. Ты должен лежать, как если бы ты умер. Или степень полного не вовлечения в свое тело должна быть максимальная. Мы как бы обычно живем в своем теле, а тут мы начинаем вытаскивать себя из своего тела. Чтобы это осуществить приходится кое-какими хитростями пользоваться и мы сейчас их оговорим. Но прежде, в йоге считается, мастерство йогина определяется вовсе не потому насколько он может на голове стоять или как он может скрутиться в ту или иную позу. Это считается не заслуживающим внимания.  

Показателем Вашего мастерства в йоге является, как ни странно, именно эта поза Шавасана или поза отдыха. Дело в том, что расслабиться чрезвычайно тяжело. И требуется по-настоящему большое мастерство в управлении своим телом, чтобы просто подойти даже к этому уровню, как бы вытащить себя из тела. Как если бы человек умер и бросил свое тело. Подходят к этой позе очень интересным таким путем. Во-первых, поза эта выполняется на спине. Сначала надо постараться расслабить свои руки и свои ноги. Затем следует расслабить свое туловище, затем приступать к расслаблению мышц своего лица. Это как бы по степени удаленности, т.е., сначала руки, ноги, потом туловище, потом лицо. Почему? Потому что наше сознание наиболее сильно контролирует, высвечивает вот эти области поближе к голове, а области, ближе к рукам и ногам в меньшей степени. И получается, что расслабить их бывает проще. А потом эта волна расслабления, которая идет снаружи к телу, к голове имеет такой облегчающий фактор. Там расслабилась, и здесь имеет тенденцию расслабиться. И вот как только мы поймали себя вот в этом состоянии, что мы вроде бы все расслабили, следует еще и еще раз просмотреть себя. Потому что иногда бывает, что нам просто кажется, что мы себя расслабили, а где-то остался маленький зажим, т.е. непроизвольное сжатие мышц. И мы вновь и вновь просматриваем себя и, если обнаруживаем такое зажатое состояние, мы стараемся его расслабить. Но есть настолько глубинные мышцы нашего тела, которые вот так просто не расслабить. Они вне действия приказов обычного человека. Т.е. требуется какое-то очень глубинное воздействие, такое глубинное, чтобы импульс расслабления дошел вот до этих глубинных структур. Но этот импульс дойдет только лишь в одном случае, если Вы точно также устраните из головы все мысли, а затем и ощущения.
Так вот, после того, как Вы полностью расслабили все свое тело, Вы начинаете концентрироваться на своих ощущениях и тем самым Вы блокируете мысли. На самом деле мысли и ощущения в некотором смысле конкуренты. Мы стараемся поглотиться ощущениями и следить за тем, чтобы на поверхности нашего разума не возникала волна мысли. Сделать это конечно очень тяжело и мы применяем такой метод в Шавасане. Мы начинаем замедлять вдохи и выдохи. Все реже и реже начинаем дышать. Дело в том, что если мы начинаем дышать слишком редко, тем самым мы не даем возникнуть мыслям в нашей голове. Но тут же возникает ощущение удушья, безусловно, мы не дышим, и мы делаем несколько вдохов, выдохов и вслед за этим опять появляются мысли. Мысли и дыхание очень связаны друг с другом. Если мы контролируем одно, то начинаем контролировать и другое. Так вот, постепенно замедляя дыхание, мы все больше и больше подводим себя к состоянию, когда мысли не возникают в голове. И вот после этого состояния еще более глубинный пласт наших мышц начинает расслабляться. Они начинают расслабляться сильнее и сильнее. В результате, йогин может ввести себя в состояние анабиоза. Это полное владение своим телом, полное владение всеми жизненными процессами. Но даже относительно небольшое погружение вот в такое расслабленное состояние дает отдых иной раз более глубинный, нежели несколько часов сна.
Получается так, что иногда это состояние расслабления на ранних этапах занятия йогой у людей переходит в сон. Человек просто засыпает. Это считается нормальным. Это не так, что высший пилотаж в области расслабления, но и не так плохо. Но потом, по мере своей практики, он действительно достигает очень глубинных состояний бессмыслия, бесчувствия. Это чрезвычайно сильно помогает в преодолении огромного количества стрессовых ситуаций. Так вот именно этим упражнением, Шавасаной, как правило, принято заканчивать комплекс упражнений Хатха йоги. Как долго в этой позе следует находиться? Ну опять же, если мы с Вами определили, что занятие, в особенности для начинающего человека длится от 30 минут до 1,5 часов, то как правило Шавасана, поза отдыха, составляет от 3 до 15 минут. В среднем где-то 5-7 минут. Но, если же вдруг Вам по каким-то причинам захотелось провести более продолжительное время в этой позе и Вы считаете, что это нужно и возможно, то можете увеличить время. Почему? Потому что также требуется время, дабы все наши внутренние структуры расслабились.

Как выйти из Шавасаны и прекратить занятие?

И вот Вы вошли в Шавасану, пролежали свое положенное время, скажем 5 минут или 10 минут, и Вам надо выходить из этой позы и прекращать занятие йогой. С чего начинается выход из Шавасаны? Крайне неуместно резко вскакивать или как-то себя вести негармонично. Вот Вы лежали спокойно, если после этого Вы резко вскочили, то понятно, что после этого и кровь в голову, и одышка, и все что угодно, ну знаете, бывает и в глазах помутнение. Йога говорит, что этого делать нельзя. Надо плавненько сперва прийти в себя, т.е. как бы вернуться в свое тело, какое-то время полежать, потянуться, зевнуть и потом, никуда не спеша, аккуратно сесть и продолжать приходить в себя после Шавасаны. Особенно если Вы утром занимаетесь, еще впереди целый рабочий день. И существуют многочисленные вспомогательные упражнения, чтобы из Шавасаны опять вернуться в нормальное состояние. Одно из них, это когда мы начинаем массировать свои уши. Тем самым мы даем импульс прийти в себя. Затем есть упражнение, когда мы начинаем похлопывать себя по всему телу или просто обнимаем себя или растираем лицо или голову. И вот после того, как мы все это уже выполнили, отошли от состояния отдыха, мы можем плавненько возвращаться к нашей обычной жизни, не резко, спокойно. Опять же требуется какое-то время, чтобы окончательно прийти в себя, поэтому если есть возможность, сразу же не бросаться за дела, то выждать 10-15 минут, прежде чем заняться какой-то своей деятельностью. Вот такой сценарий одного занятия. Мы входим в йогу, мы делаем упражнения йоги, делаем отдых после упражнений - позу Шавасану, мы возвращаемся опять к естественному состоянию, вспоминаем про все наши обязанности, дела или о том, что нам предстоит и в них вовлекаемся.

10 янв. 2013 г.

Всем спасибо за участие в семинаре-ретрите!

Прошли 4 часа углубленной практики, изучения теории Йоги. Зачем все это? Зачем 21 человек выкроили время в своем выходном дне, пришли в зал, слушали меня, задавали вопросы, обсуждали, выполняли упражнения Хатха, Крия, Мантра, Янтра йоги, делали пранаяму и медитацию?


Йога семинары - ретриты – ограниченные по времени практики. Слово «ретрит» - иностранное, означает выход, самоустранение, погружение в себя. Вы приходите в какое-то место и забываете про все. Йога с погружением. 
Вы погружаетесь в практику и одновременно забываете все ассоциативные связи - и вроде как проблемы не стало. Но на самом деле, за это время накапливается небольшой резерв праны, который начинает латать дыры в нашем организме, устранять неполадки в расшатанной нервной системе.  
Ретрит поможет отвлечься от проблемы насущной, которая, возможно, уже оскомину набила, поможет увидеть старую занозу в новом свете, и возможно, найти решение, которое так долго и безрезультатно искали.
 Если вы впервые решили посетить йоговский ретрит, или просто прийти на занятие, вовсе не обязательно обладать гибкостью тела, необыкновенной пластичностью, умением медитировать и способностью принимать замысловатые асаны.

 Все это совершенно неважно на пути вашего саморазвития. Запомните, что нет никаких причин, которые могли бы  вас остановить в желании познать свою вселенную. 
Мы должны быть свободными. И мы - свободны!
Спасибо за отзывы, которые я уже получил от вас, и их можно оставить также здесь.

Аудио-записи некоторых частей семинара можно скачать здесь: 1 часть.2 часть.3 часть.