26 авг. 2012 г.

Йога и питание.


Меня часто спрашивают, да я и сам раньше "ломал голову" - а как сочетать занятие йогой с едой? Какая должна быть пища? Очень краткие ответы таковы.
На первый вопрос ответ такой - начинать заниматься йогой не следует, если Вы очень голодны. Также не следует заниматься и сразу после еды. Если Вы очень голодны, можете чего-нибудь лёгкого перекусить. А если Вы только что поели, то нужно выждать минут 15-20 или побольше, это во многом зависит от человека, от вида пищи, но не раньше. А вообще говоря, лучше через час-полтора после еды, чтобы не было и голода, и не было тяжести от съеденной пищи, чтобы ничего не отвлекало. Конечно, у людей по-разному бывает, но тут есть еще один такой воспитательный фактор, если Вы научитесь его использовать, вам будет легче овладеть Хатха йогой. Дело в том, что воздействуем мы на наше физическое тело, а оно в этом смысле, как и тело собаки, тело кошки, имеет свои потребности. И одна из главных потребностей - это прием пищи. И вот поэтому очень хорошо бороться с леностью своего тела, которое не хочет заниматься йогой - это если Вы себе назначите, что покушаете только после того, как позанимаетесь йогой. И уже тогда Ваше тело будет говорить: "Давай быстрее занимайся, есть хочу. Чего ты ждешь? Иди, вон коврик есть". Вы выстраиваете такую цепочку мотивации. Вообще - это один из самых интересных разделов в йоге – это цепочка внутренних мотиваций. Как наши предпочтения, симпатии или антипатии выстроить таким образом, чтобы они нас в нужную сторону сами несли? Чтобы мы не боролись со своим телом, а чтобы тело само вело нас к вершинам йоги.
Этот метод, когда мы назначаем себе покушать не раньше, чем позанимались йогой, применим только лишь в случае, если у Вас более или менее размеренная жизнь. Но, к сожалению, бывают такие профессии, или такой образ жизни, когда это не представляется возможным. И тогда конечно тяжелее, но тоже можно увязывать допустим еду с йогой, чтобы одно другое вытаскивало.
Йога вовсе не требует от Вас, чтобы Вы стали вегетарианцами, как это иногда мне приходится слышать. Конечно же мы понимаем, что если мы употребляем не вегетарианскую пищу, это связано со многими вопросами, точнее с двумя большими группами вопросов. Первая группа - это морально-этические вопросы, вторая группа – это вопросы насколько это полезно или вредно. Т.е., морально-этическая - это насколько приемлемо - есть тела убитых животных. Полезно или нет - это насколько та же мясная пища более полезна или вредна, нежели, чем растительная. На самом деле - это очень тяжелые вопросы и нетривиальные. 
Даже если Вы едите свою вегетарианскую пищу, то при этом также гибнет огромное количество ни в чем неповинных живых существ. Просто невозможно в условиях современных технологий выращивать что-то вегетарианское, чтобы за это кто-то не поплатился. Точно так же, как и когда Вы едите невегетарианскую пищу, также гибнут живые существа. Т.е., в любом случае мы не можем сократить на 100% вред от своего пребывания на Земле. Мы можем только лишь постараться свести его к минимуму. Так вот, минимум минимуму тоже рознь. И вполне может быть иногда, что какой-нибудь продукт злаковый или какой-нибудь биологически чистый выращенный, привел к гибели гораздо большего количества живых существ, нежели непосредственный убой скота. Мы не видим всех многочисленных причинно-следственных связей. Поэтому это вопрос сложный.
Та же ситуация относительно вреда и пользы. Здесь тоже очень много факторов, которые не столь очевидны. Иногда всякие заменители, или продукты на первый взгляд вроде бы совсем вегетарианские, но они проходят столько стадий обработки, что по своему действию они могут вызывать гораздо больший ряд расстройств, нежели кусок сырого мяса, который мы съедим. Поэтому йога вовсе не призывает Вас в три дня стать вегетарианцами или наоборот, налегать на мясную пищу. Йога всего лишь призывает Вас максимально в своей жизни применять принцип доброты или первый принцип йоги; и второй принцип – принцип здравого смысла, принцип целесообразности.
Это в каждом конкретном случае, для каждого конкретного человека, в каких условиях он живет и ответ будет на этот вопрос совершенно разный. Йога против любого экстремизма. Принуждение - оно противно самому духу йоги. Если люди и будут отказываться от применения в пищу мясных продуктов, то, как считает йога, они придут к этому естественно. Более того, как только человек начинает усиленно заниматься йогой и у него действительно идут внутри процессы, то ему все легче и легче отказаться от мясной пищи. Это происходит потому, что так у нас построена вся кулинария, что равноценной замены до недавнего времени не было. А с практической точки зрения , йога дает всего лишь одну рекомендацию. Если Вы подходите к столу, а стол заставлен множеством всяких вкусностей, которые Вы могли бы съесть, при этом с одной стороны вегетарианская пища, а с другой – мясная. Если ни по вкусовым, ни по каким другим качествам Вы не можете их отличить, то безусловно, Вам следует выбрать вегетарианскую. Но, если это неравный выбор, то тогда поступайте так, как Вы привыкли поступать. В любом случае последнее слово за Вами. И йога вовсе не призывает с понедельника начать новую жизнь. К этому надо приходить постепенно.

12 авг. 2012 г.

Еще раз о детской йоге. Немного с другой стороны.


Позволю себе занять ваше внимание изложением очередных размышлений по поводу занятий Йогой с детьми.
Помимо очевидного развития силы, гибкости, равновесия, пространственной ориентации и ловкости, есть еще один интересный вектор Йоги – психика.
Поскольку преобладающей частью занятия по йоге для детей является выполнение различных асан и крий, рассмотрим пока именно их влияние на ребёнка с точки зрения психологии.
Само по себе выполнение асан и крий дает:
  • Опыт познания своих телесных способностей;
  • Опыт нового движения, который существенно расширяет детское восприятие себя;
  • Разнообразные тактильные ощущения;
  • Понимание того, как тело работает.
 Ребенок учится, как минимум, обращать внимание на все это. Выполнение асан и крий – это достаточно непростая задача для ребенка. И даже не ввиду их физической сложности и внешней витиеватости, а как раз в силу новой, непривычной работы со вниманием. Ранее ребенок совершал простые действия зачастую направленные вовне, а во время занятий йогой – сложные движения, с направлением внимания вовнутрь. Попросту говоря, ребенку нужно соотносить инструкции преподавателя со своими действиями, и, в частности, находить у себя предложенные для входа в асану части тела, и проделывать с ними какие-то манипуляции.
Посредством телесных действий ребенок тренирует такие свойства внимания как: сосредоточенность или концентрация, устойчивость, переключение, распределение и объем. Эти свойства внимания, когда они полноценно развиты, являются главным предусловием для продуктивного труда, обучения, спортивной и другой деятельности ребенка.
Углубляясь в правильное выполнение той или иной асаны, ребенок тренируется сосредотачивать внимание на чем-то одном и игнорировать другие раздражители. Ярким примером этого процесса является выполнение асан, в которых нужно удержать равновесие. В детском возрасте физическое равновесие  тесно связано с равновесием психическим. Но, по мере того, как ребенок взрослеет, уже лишь одних асан на равновесие становится недостаточно. И, начиная с подросткового возраста, более актуальной является практика асан и разминочных упражнений с координацией движения и дыхания.
Концентрация внимания непосредственно связана с его устойчивостью.
Степень владения своим вниманием можно определить по такому свойству, как переключение. Осознание последовательности действий для выполнения асаны, а значит и навык управления своим вниманием переносится и на другие сферы жизнедеятельности ребенка. Возможность гибко и быстро реагировать на те или иные стимулы также связана с переключением внимания.
Устойчивость – продолжительность сосредоточения на объекте деятельности. Во время занятия ребенку приходится чередовать разновидности зрительного, слухового и двигательного восприятия, что в свою очередь ведет к повышению устойчивости внимания. А это значит, что ребенку будет проще усваивать новую информацию и выполнять школьные задания.
Ну и еще одна весомая, в процессе любого обучения, характеристика внимания – объем (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием и восприняты в самый короткий промежуток времени). Когда дети выполняют асаны, спектр телесных проявлений увеличивается: кто-то обнаруживает физическую сложность выполнения, кто-то – непривычные тянущие ощущения и т.д. Но, не выпуская это из внимания, дети продолжают стараться, слушают преподавателя, смотрят, как фигура выглядит в его исполнении…
Объем внимания ребенка обычно составляет 2-3 объекта, но на занятии по йоге количество объектов возрастает до 4-5. Таким образом, в процессе тренировки, объекты внимания нанизываются как бусины. Систематические занятия развивают это свойство до состояния жизненной нормы.
И как подтверждает практика, те дети, которые ловко манипулируют вниманием, показывают более быстрый физкультурный прогресс.
Физическая культура посредством йоги укрепляет не только тело, она также способствует проявлению и укреплению эстетических чувств, тренировке мышления и воображения, развитию интеллекта.
Многократное выполнение сложных двигательных действий дает детям понимание правил и определенных требований. Когда сложные фигуры начинают получаться – дети чувствуют, что их компетентность возрастает, в результате этого им становится интересно снова и снова экспериментировать, у них развивается самостоятельность. Выполненная сложная фигура также дает состояние радости, особенное наслаждение двигательными действиями. «Душевная» радость тесно связана с «телесной», и обе важны для нормального развития ребенка.
Усилия, необходимые для улучшения выполнения асан, дают эффективную тренировку для развития силы воли. А именно в волевых действиях человек реализует свои цели. Воля – одно из самых важных условий человеческой деятельности. Воля проявляется в усилии, во внутреннем напряжении, которое преодолевает ребенок, справляясь с внутренними и внешними трудностями. В процессе осознанного выполнения фигур движения контролируются, а значит, становятся волевыми. И по мере того, как они становятся волевыми, ребенок постепенно, незаметно для себя, открывает такое явление, как волевое действие - умение контролируемо начинать что-то, продолжать и заканчивать. Таким образом, ребенок учится регулировать свое поведение.
Систематические занятия со своим телом, чувствами и умом развивают наблюдательность за собой и за другими, учат расслабляться и справляться со стрессом. Физическое воспитание с помощью йоги способствует развитию активности, самостоятельности, умению овладевать собой, а также выдержке, инициативности и сильной воле. Как результат – знание, познание себя.
Ичха, крия, джняна. Воля, действие, знание.

8 авг. 2012 г.

Почему именно Йога?


Почему именно Йога?
Почему все больше родителей во всем мире, выбирая вид физической активности для своих детей, отдают предпочтение йоге? Ведь существует немало видов спорта.
Ответ простой – Йога – это не спорт. В человеке, практикующем йогу, происходят изменения, затрагивающие не только тело, но и его разум, и то, что мы называем – душой человека. И все эти изменения – только в лучшую сторону.
Рассматривая физический аспект йоги, мы обнаруживаем, что этот вид активности отличается от большинства видов спорта практическим отсутствием травматизма. Все движения в йоге – плавные неторопливые, и выполняя упражнения по точным рекомендациям, просто невозможно нанести вред своему организму.
Именно йога позволяет решить большинство проблем со здоровьем, типичных для современных детей.


Большая часть упражнений йоги так или иначе затрагивает позвоночник. Все скручивания, растяжения позвоночного столба не только повышают его гибкость, улучшают питание каждого позвонка, способствуют формированию и поддержанию правильной осанки, но и позволяют компенсировать негативное воздействие неправильных, нефизиологических поз, в которых ребенок находится в течении дня.
Укрепление мышц спины и живота обеспечивает позвоночнику надежную поддержку.
Развитие подвижности шейного отдела позвоночника улучшает питание головного мозга, снимает нагрузку с глаз, позволяет улучшить способности к сосредоточению, усвоению и пониманию новой информации. Упражнения, затрагивающие шею очень полезны детям, страдающим от частых простуд, затрагивающих горло и носоглотку.
Расширение грудной клетки, происходящее при выполнении многих асан, помогает легким раскрыться в полном объеме, устраняет нарушения в работе органов дыхания и избавляет от хронических бронхолегочных заболеваний. Эти упражнения улучшают и работу сердечно-сосудистой системы.
При выполнении большей части упражнений йоги все органы брюшной полости испытывают мягкое воздействие – «внутренний массаж». Улучшение кровообращения во всех внутренних органах нормализует их работу и ускоряет выведение из организма продуктов распада, шлаков и токсинов. Особенно важна стимуляция перистальтики кишечника – именно ее нарушение, скопление в организме отравляющих его веществ приводят к развитию огромного количества заболеваний.
Правильная работа всех внутренних органов нормализует обменные процессы, улучшает усвоение всех питательных веществ из пищи. У детей, занимающихся йогой, постепенно нормализуется вес – худощавые дети становятся более плотными. А те, кто страдает от ожирения, избавляются от жировых отложений. Особенно важен этот момент для подростков в период бурного роста и гормональных изменений в организме.
Все упражнения йоги способствуют развитию тех или иных мышц. Конечно, йоги не похожи на спортсменов – культуристов, однако их форма – это форма красивого и здорового человека.
Регулярная практика асан оказывает положительное воздействие и на психику ребенка. Рассеянные дети становятся собранными, те, кто страдает недостатком внимания, учатся концентрироваться. Помогает йога справиться и с гиперактивностью, проблемой многих современных детей. Плавные движения. Неподвижность в позах, расслабление – все эти особенности асан делают детей спокойнее и позволяют им избавиться не только от физического, но и от эмоционального напряжения.

6 авг. 2012 г.

Йога и дети. Йога для детей. Детская йога.


Йога и дети. Йога для детей. Детская йога.
Называйте так, как пожелаете. Смысл один.
Никак нельзя было обойти эту тему, поскольку дети буквально задыхаются от негативного воздействия на них цивилизации, созданной взрослыми людьми, которые или не умеют, или не хотят воспитывать детей должным образом. Двойные стандарты, ханжество и лицемерие взрослых быстро усваиваются детьми. Потом не следует удивляться: откуда у детей ЭТО, почему дети ТАКИЕ. Закономерный результат - появление эгоистичной личности с антисоциальной направленностью поведения. Йога предлагает гармоничный подход к воспитанию и обучению ребёнка.
Возможность практиковать йогу - прекрасный подарок детям и родителям.

Здоровье и спокойствие являются врождённым правом каждого ребёнка. Мы, как любящие родители и воспитатели, обязаны обеспечить детей знанием о том, как поддерживать и развивать эти два самых ценных дара.

Здоровье. Ценность, которую понимаешь, когда теряешь. Здоровье наших детей – это еще большая ценность. У нас, взрослых есть жизненный опыт, мы обладаем большим объемом информации, дети, пока они дети, лишены этого опыта и знаний.
Не секрет, что здоровье детей оставляет желать лучшего. Можно винить в этом плохую наследственность, экологию, но статистика показывает, что большинство проблем со здоровьем дети приобретают, обычно – в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Попробуем перечислить: нарушение осанки, плоскостопие, нарушение координации движений, зрения, плохая работа пищеварительной системы, ожирение, неспособность концентрировать внимание и плохая память, отсутствие выносливости к физическим нагрузкам. Всех этим проблем можно избежать. Нужно только вовремя обратить внимание на образ жизни ребенка.
Все эти нарушения не так уж безобидны. Сутулость превратится в сколиоз, приводит к болям в шее и голове, далее – ухудшение зрения, сбои в системе дыхания. Неразрывное звено этой цепи – плоскостопие. Сбои в работе желудка и кишечника – это будущие гастриты, колиты, дисбактериозы, их последствия – снижение иммунитета, развитие аллергических реакций и других аутоиммунных заболеваний. Лишний вес наносит вред не только здоровью ребенка, но и становится причиной насмешек со стороны сверстников. Подумайте сами о том, как формируется психика и характер такого ребенка. О ценности хорошего зрения можно не говорить, а неспособность концентрироваться, проблемы с памятью – это проблемы в школе, тем более, что нагрузка на мозг ребенка растет год от года.
В большинстве случаев, все эти проблемы имеют два корня – нарушение питания и недостаток движения. Мы утратили насущную необходимость движения. А вместе с ней – здоровье. Гиподинамия – «дарит» нам лишние килограммы, ослабляет сердце и сосуды, заставляет кишечник «лениться», лишает наши органы жизненно необходимого кислорода, сутулит наши спины, разрушает суставы…
И проблемы эти постоянно «молодеют». Дети часами сидят за уроками - в школе и дома, «отдыхают» на диване перед телевизором или скорчившись перед компьютером. Время активной пропаганды спорта и занятий детей в бесплатных секциях, прошло и пока не наступило. Отсутствие привычки движения порождает лень и нежелание начинать шевелиться, атрофированные мышцы уже трудно заставить совершать какую-то работу, простой подъем по лестнице воспринимается как тяжкий труд и требует продолжительного отдыха – получается замкнутый круг.
В этот круг попадает ваш ребенок. Задумайтесь над этим! Только мы, взрослые, в чьей власти подарить детям счастливую здоровую жизнь, можем разорвать этот круг, познакомить ребенка с радостью движения и направить его по правильному пути.

В следующем очерке - Почему именно Йога?