29 апр. 2012 г.

Асаны. Позы хатха йоги.


Позы Хатха йоги.

В традициях школы йоги Анандасвами.
(По материалам лекций В.В.Запорожцева)
Еще раз, что же из себя представляет Хатха йога? Это позы. Какие это могут быть позы? Я ноги вперед выпрямил и поднял себя на ладонях рук. Все! Вот это поза Хатха йоги. Она не сложная. Я даже ногу за голову не забросил, в позу лотоса не сел. Или другая поза. Согнул одну ногу, перебросил через другую и повернулся. Причем повернулся не на 360 градусов, а повернулся настолько, насколько моя растяжка позволяет сделать это. Сделал в одну сторону, потом сделал все то же в другую сторону. И вот череда таких упражнений составляет фактически ядро Хатха йоги. Т.е. иногда кажется ну прямо таки просто. А так как сейчас на Западе все пытаются в коммерцию обратить, то даже некоторым Учителям йоги кажется все очень просто и надо бы все это как-нибудь усложнить. И вот мы с Вами видим в сети кучу ссылок, в магазинах - кучу книжек. В журналах по каждому упражнению статью пишут, что ты смотри, делай так, дыши так, мантру какую-нибудь про себя повторяй. И начинает йога в современном мире обрастать огромным количеством усложняющих подробностей. Если Вы посмотрите древние трактаты, то там не было таких подробностей. Эти подробности возникли совсем недавно. А прелесть Хатха йоги в ее простоте.
Поэтому выполнять упражнения йоги нужно как маленькие дети, которые принимают то одну позу, то другую. Пусть они Вам объяснят, что они делают. Они Вам скажут два-три предложения. Вот примерно так же мы читаем описание этих упражнений в древних трактатах. Почему? Потому что считалось, что и так все понятно, естественно. Но мы современные люди, выросшие в среде каких-то машин, шестеренок, компьютеров; каждое действие должно быть запротоколировано, записано в свод, перечень, табличку, справочник. Если что-то не сказано, это может нас вводить в совершеннейший ступор.
Иногда люди по этой причине боятся начинать заниматься йогой. Им кажется, что если я что-то не ухватил, пропустил, а вдруг это что-то очень важное. Нет, друзья, йога - это такая интересная система, которая делает человека самообучаемым. Она не просто дает какой-то эффект, она еще и в процессе самообучает человека. Т.е. все очень просто. Просто до такой степени, что иногда люди удивляются: а эффект-то в чем? Все гениальное просто. А позы йоги – это всего лишь набор ключей, которые открывают то, что в нас заложено. А ключ может очень просто выглядеть. Кусочек металла с каким-то окрасом.
Поэтому бойтесь излишней заумности в йоге, бойтесь излишней детализации, бойтесь неуверенного отношения к йоге. Если у Вас есть неуверенное отношение к йоге, значит Вы не ухватили гармонию, а если нет гармонии, то бесполезно выполнять упражнения. Вы не получите эффект, даже если Вы будете скручиваться так, как ни один гимнаст скрутиться не может. Т.е. надо что-то неуловимое. И это неуловимое называется гармония.
Категоричности в йоге почти нет. А если она есть, то она по существу. Или иногда иносказательная. Иногда такой была стилистика языка, но я никогда не встречал в древних йоговских трактатах заявления: будешь делать так и так – у Вас возникнет такая-то болезнь. Как сейчас во многих современных трактатах по йоге. Это скорее не трактаты по йоге, а трактаты по запугиванию. Человек и так еле-еле смелости набрался сделать хоть одно йоговское упражнение, а ему 50 предупреждений жирным шрифтом: повернешь голову туда – будет у Вас такое-то расстройство. Друзья, не было этого в древних трактатах. Это начинают придумывать в современную эпоху.
Йога это скорее маленькие дети, которые играют со своим телом, экспериментируют. Йога, она мягкая. 
Человек напряжен, он всего боится, он боится выглядеть смешным. Делает позу, а сам думает: «Как я выгляжу? А что скажет инструктор? А что скажет сосед справа? А что скажет сосед слева? Они будут надо мной смеяться». Друзья, все эти мысли абсолютно неуместны в йоге, если они возникают, значит Вы недавно занимаетесь. Если они культивируются в том месте, где Вы занимаетесь, знайте, Вы попали не в йогу. Это может какой-то вид аэробики, гимнастики, но это никак не йога. Это надо помнить. Это надо помнить в первую очередь людям, которые только начинают заниматься йогой. Потому что человек действительно еще ничего не знает. Он не знает, а вдруг существуют какие-то каноны, правила, что делать, что не делать в йоге. Так вот самое главное правило в йоге – это гармония, ненасилие над собой.

24 апр. 2012 г.

Шри Ауробиндо. Письма о йоге.


Шри Ауробиндо. Письма о йоге.
Важные выдержки. Что важнее? Непонятно.
 
Есть состояние, в котором садхак* осознает Божественную Силу, работающую в нем, или результаты ее работы и не мешает ее нисхождению или ее деятельности своими собственными ментальными активностями, витальной неугомонностью или физической смутой и инерцией. Это – открытость божеству. Сдача** – лучший способ открытости; но стремление и спокойствие могут делать это до определенной степени, пока там нет сдачи. Сдача означает посвящение всего в себе Божеству, предложение всего, чем вы являетесь и имеете, отсутствие настойчивости на своих идеях, желаниях, привычках и т.д., разрешение божественной  Истине заменить их своим знанием, волей и деятельностью всюду***.

Примечания - мои.
*тот, кто практикует йогу, стремясь к реализации.
** Ом Намах Шивайя
*** Ичха, крия, джняна.

21 апр. 2012 г.

Ретрит по Хатха, Крия и Пранаяма йоге


Ретрит по Хатха, Крия и Пранаяма йоге
07 мая 2012
Прекрасные Йогини и Йогины!
7 мая 2012 года  с 11:00 до 15:00 в г. Сыктывкаре вас ожидает Волшебная практика Хатха, Крия и Пранаяма йоги!!! Ретрит - углубленная практика, которая позволит вам заглянуть в свой внутренний мир и увидеть всю его красоту! Это поможет вам продвинуться в йоге, почувствовать, что же есть Йога и насколько она удивительна! Особой подготовки не требуется, перед практикой будет дана вся необходимая информация!
Будем рады видеть всех желающих!
Кто проводит
Елена Кузьмина
Инструктор раджа, хатха – йоги, специалист индо-тибетской медицины.

Эдуард Печорин
Ассистент преподаватель Международного Открытого Йога Университета (г.Москва), специализация – крия, хатха, пранаяма, мантра – йога, йога для детей.

Елена Расторгуева
Инструктор хатха-йоги, оздоровительных практик.
Программа
Немного теории и много практики Пранаямы, Крия и Хатха йоги, Медитации и релаксации.
Место проведения
Г.Сыктывкар,  ул. Коммунистическая, д.10. Помещение Студии движения на 3 этаже медицинского центра «Астромед». Вход через «Ростелеком», со стороны двора, при себе иметь любое удостоверение личности (пропускной режим).
Стоимость - 300 руб. (заранее или в день ретрита – в Студии движения)
Контакты
Номер телефона: 56-76-04 (вечером), 44-87-43 (после 14.00)
E-mail:
edsp3296@mail.ru
Важная дополнительная информация
Количество мест в зале небольшое, заявки на участие просим направлять до 02 мая  СМС  +7-904-271-76-04 или на E-mail: edsp3296@mail.ru. Это также необходимо для организации пропуска в здание.


План проведения ретрита.
11.00 – 12.00 –Теория и практика хатха. Теория – Эдуард Печорин. Практика – Елена Расторгуева.
12.00 – 12.10 – пауза.
12.10 – 13.20 – Теория крия йоги и практика синей крии. Эдуард Печорин.
13.20 – 13.30 – пауза.
13.30 – 14.10 – Теория и практика пранаямы. Эдуард Печорин.
14.10 – 15.00 – Медитация. Елена Кузьмина.
Завершение – Эдуард Печорин.

Йога и дети


1 шаг. Обращение к родителям (преподавателям йоги) по практикам Йоги с детьми от 6 до 11 лет.
1. Вам нужно регулярно практиковать Йогу самим, следовать принципам Йоги и быть с собой и детьми честными. Также с детьми нужно быть доброжелательными, почаще улыбаться, назвать ребенка по имени, разумно использовать уменьшительно – ласкательные выражения.
2. Необходимо выполнять общие рекомендации по практикам – приятное место (ровный и теплый пол, коврик, чистота, свежий воздух), удобное время (никуда не торопимся, не спешим), практичная одежда (не сдавливает, дышит, не мешает в асанах, не очень теплая, по сезону), плавная музыка (а по вариантам практики может быть ритмичная или вовсе – детские песенки), известный режим питания и туалета перед практиками и после, уединение (отсутствие наблюдателей, родителей малыша),. Если родители хотят присутствовать – пусть тоже практикуют Йогу и выполняют все вместе с ребенком.
3. Маленькие дети (младше 9 – 10 лет) более легко принимают Йогу в виде игры, в то время, как дети постарше воспринимают также и взрослые философские разъяснения, рассказы о пользе для тела, ума практик Йоги.
4. Как правило, время концентрации детей на чем-то одном не превышает 12-15 минут, поэтому через определенное время нужно либо менять предмет концентрации внимания, либо делать активный перерыв с переключением внимания, сменой типа деятельности и возвращения потом к предыдущему вопросу. Дети – разные, поэтому этот временной промежуток должен корректироваться вами в зависимости от ситуации.
5. Еще раз – все дети разные – толстенькие, худенькие, гибкие, негнущиеся, обидчивые, застенчивые, гиперактивные, шумные, спортивные и т.д.  Нужно коррелировать набор и последовательность асан, время нахождения в них, способы привлечения внимания, даже игры нужно выбирать так, чтобы не было подавляющего превосходства одних над другими.. И, в общем - продолжительность занятий должна быть прямо пропорциональной возрасту ребёнка и его заинтересованности.
6. Предполагаемое время выполнения каждой позы нужно изменять в зависимости от физического состояния ребёнка. Внимательно следите за тем, чтобы не было дрожания или напряжения, наблюдайте за потоотделением, цветом кожи лица, дыханием.
7.  Если ребенок не является спортивным, стройного телосложения старайтесь не практиковать перевернутые позы, задержки дыхания.
8. Следует придерживаться общих правил выполнения асан (гармоничное сочетание применения методов сознания и энергии, плавность входы и выхода из асан). Не забываем про принципы масштабируемости и совершенства. Асана, которую делает ребенок - это любая поза, которую его тело может легко принять и устойчиво в ней находиться.
9. При проведении йогической практики нужно иметь план занятия, необходимые предметы, но нужно быть готовым и к импровизации.
10. Для использования в практиках рекомендуются основные позы, которые нужно практиковать почти каждый раз. Какие-то новые или более сложные позы можно давать как сюрприз, открытие на занятии.
11. Для занятия с детьми нужно придерживаться схемы и, хорошо бы, единой нити всего занятия (например, путешествие в джунгли). Рекомендуется наличие в занятии следующих частей: приветствие, вводная часть – разминка – активные асаны – отдых – немного рассказа (теории) – асаны – игра – упражнения специальные (коррекция тела, профилактика плоскостопия, пальчиковые упражнения, простейшая игра с дыханием) – расслабление – что-либо из творчества (мантра, рисунок, загадка, простой конкурс) – окончание занятия. Перед расставанием желательно детей нацелить на следующее занятие – дать домашнее задание – одну асану, сложную загадку или тему следующего занятия.

7 апр. 2012 г.

Что раскрывает в нас Хатха йога?


                  А собственно говоря, что нам дает йога?
 Или по другому, а что же нам дает Хатха йога? Ответ на этот вопрос парадоксальный.
Йога ничего не дает. Йога раскрывает то, что уже есть.  
Еще раз напоминаю, что согласно учению йоги, самый большой источник могущества -  в нас самих.
Во-первых, занятия Хатха йогой нам дают физическое здоровье. Иногда даже в узких кругах Хатха йога является некой панацеей, т.е. лекарством, помогающим от всех болезней. Действительно, нельзя недооценить эффект от Хатха йоги. Если у Вас есть какие-либо физические заболевания или физическая слабость, то Хатха йога может значительно Вам помочь преодолеть эти проблемы. Но тут же Вам следует помнить, что йога никогда не заменяет медицину. И если у Вас есть какое-либо заболевание, то в первую очередь необходимо проконсультироваться с врачом. Хотя бывают такие случаи, когда медицина бессильна, а йога может помочь. Но чтобы не было неправильного понимания, что якобы йога может заменить медицину. Нет, йога не может заменить медицину, у йоги другие цели. Цель йоги – это самопознание. Медицина лечит. Йога тоже отчасти занимается физическим телом только лишь для того, чтобы беспрепятственно шел процесс самопознания. Но она никогда не ставила задачу кого-либо лечить. Итак, йога дает физическое здоровье.
Дальше идет по нарастающей. Йога дает психическое здоровье. Психическое состояние современного человека чрезвычайно расшатанное. Более того, понаблюдайте сами за собой, и Вы иногда с удивлением будете осознавать, что время от времени Вы ведете себя неадекватно. И это на самом деле очень хороший знак. Это говорит о том, что Вы действительно приблизились к пониманию своего психического здоровья. Это вызвано стрессами, это вызвано изменяющимися условиями жизни, окружающей среды. Так вот йога укрепляет психическое здоровье через воздействие на физическое тело. Т.е. от грубого к тонкому. Или как известная поговорка говорит нам, что в здоровом теле здоровый дух. Если понимать под словом "дух" наше психическое состояние, то вполне хорошая поговорка.
Наконец, дальше, что дает нам йога, что дает нам Хатха йога? Она дает нам, как это ни странно, интеллектуальные способности. Опять же парадокс получается. Вроде занимаемся физическим упражнением, а при этом растут интеллектуальные способности. Обычно в представлении среднестатистического человека, от человека, который излишне занимается какими-то физическими упражнениями – спортсмена, не следует ждать, что он при этом станет профессором философии. Т.е. в ментальности людей противопоставляется образ спортсмена, такого накачанного атлета и образ интеллектуала, который скорее будет тощий, хлипкий. Вот в сознании общества это разъединено. С этим категорически не согласна йога. Она считает, что и в первом и во втором случае, т.е. и в случае излишней физической накачанности и отсутствия интеллекта, и наоборот, в случае слишком интеллектуальной развитости, но с физическими проблемами, это все болезненные отклонения. От них надо избавляться. Идеал Хатха йоги, это когда мы имеем очень физически крепкого человека, пусть даже и не слишком выделяющегося формами, как это у культуристов, например; но в то же самое время с достаточно сильно развитым интеллектом. И вот самое интересное, что занимаясь Хатха йогой, человек рано или поздно приходит к усилению своих интеллектуальных способностей.
Следующее, что дает Хатха йога, это раскрытие творческих способностей. Во многом то, что называется творческими муками, определяется вовсе не какими-то непреодолимыми преградами на нашем ментальном уровне. Все, как учит нас йога, значительно прозаичнее и банальнее. Просто мы не в тонусе. У нас нет жизненных сил, для того чтобы поддерживать работу нашей нервной системы на должном уровне, чтобы она была достаточно восприимчива, достаточно креативна, как сейчас говорят. Энергии не хватает. Подобно, как компьютер, если не хватает электроэнергии, батарейка садится и он отключается. Когда же мы начинаем заниматься Хатха йогой, то все системы приходят настолько в хорошее состояние, что возникает некий избыток жизненных сил. А если есть избыток жизненных сил, это гарантия того, что человек начинает демонстрировать творческие прорывы.
Ну и наконец, что же еще открывает йога? Много спекуляций на эту тему, но и не сказать об этом нельзя. В каждом из нас есть способности, о которых мы даже не догадываемся. Какие это могут быть способности? Это могут быть способности из тех, которые иногда нам кажутся чудесными. Чтение мыслей, например. Так вот из песни слов не выкинешь, в древних трактатах достаточно однозначно нам об этом говорят, что следующим эффектом от занятия Хатха йогой, становится именно раскрытие этих чудесных способностей. По тому же самому принципу, как раскрываются наши творческие способности. В этом смысле, йога не делала разницы между сверхспособностями, как мы их теперь называем и обычными способностями. Сверхспособности это всего лишь какие-то скрытые наши способности, которыми мы пока не можем воспользоваться. Они в нас находятся, но у нас ключика нет. Так вот, если человек очень долго занимается Хатха йогой, как учит йога, то он интуитивно нащупывает эту тайную дверь в сторону своих сверхспособностей. Человек может демонстрировать действительно уникальные вещи. Он может, скажем, приобрести дар лечить. Сейчас очень много развелось всякого рода сомнительной публики, целителей, очень похожих на шарлатанов. Они на этом деньги зарабатывают, это целая индустрия. Я не говорю сейчас о такой публике. Я говорю сейчас о тех выдающихся йогах, которые могли буквально прикосновением человека излечить. Причем наиболее интересно об этом всегда читать или узнавать от людей не ангажированных. Мне, например всегда было очень интересно читать воспоминания английских офицеров. Вы помните, что Индия долгое время являлась колонией Великобритании, и, допустим, интересно читать воспоминания этих людей. Т.е. никак их не заподозришь в лояльности к йоге. И тем не менее мы читаем эти воспоминания. Так вот опять же, все это приходит из занятия Хатха йогой. Т.е. это какой-то кладезь.
Ну и наконец, самое ценное в учении Хатха йоги, то, что йога - это система самопознания со своей философией, со своими рассуждениями, размышлениями. И требуется иногда очень много времени, чтобы вникнуть в суть, что из чего происходит. Так вот для занятия Хатха йогой, Вы можете как знать всю философию йоги, так и вообще ее не знать. Т.е. Вы можете быть в отношении йоги, чистыми, как белый лист. Вам достаточно всего лишь разучить сравнительно небольшое количество упражнений, Вам достаточно ухватить метод гармоничного выполнения этих упражнений и систематически их выполнять и все. 
Как только Вы начали заниматься, время работает на Вас. 
Хотя Вы можете о философии йоги даже ничего и не знать. Но так все хитро сделано, что занимаясь физически, Вы развиваетесь психически и ментально. Развиваясь психически и ментально, Вы начинаете сами для себя переоткрывать те высочайшие законы самопознания, о которых учит йога древности. Иногда поэтому и считается, что Хатха йога так распространена именно по этой причине. Ведь если Вы сталкиваетесь со словом йога в современном западном мире, то процентов на 80 будет иметься в виду именно Хатха йога. Хотя мы с Вами уже говорили о том, что разделов йоги очень много, самых разных. Дыхательные йоги и динамические йоги, работа с голосом и т.д. Но в основном популярна именно Хатха йога. Почему? Да потому что во всех остальных йогах нужна какая-то предварительная теория. А в Хатха йоге этой теории минимум. Будешь заниматься, все до тебя и так дойдет.
 (Материал подготовлен по лекциям В.В.Запорожцева, МОЙУ)