30 мар. 2012 г.

Семинар по Ньяса - йоге.

ВЕСЕННИЙ ВЫЕЗДНОЙ СЕМИНАР ПО ЙОГЕ

Международного Открытого Йога Университета

13 - 14 - 15  апреля 2012 года (пятница, суббота, воскресенье)

НЬЯСА ЙОГА


  Семинар проводят:

Вадим Запорожцев

-Мастер школы йоги традиции Анандасвами
-Ректор Международного Открытого Йога Университета.
Виктория Бегунова 
-Руководитель Йога-Центра
-Главный куратор и преподаватель Международного Открытого Йога Университета

Уникальная возможность познакомиться с редким видом йоги в теории и на практике!

Также в программе семинара:
- ОЧИСТИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ (ШАТКАРМЫ)
- МУДРЫ И БАНДХИ
- НИДРА ЙОГА И ЙОГА СНОВИДЕНИЙ
- МАНТРА ЙОГА И ОГНЕННЫЙ РИТУАЛ
- ПРАНАЯМА ЙОГА
- ПРАКТИКА ХАТХА ЙОГИ

- КРИЯ ЙОГА

- ЙОГА ПРОСТИРАНИЯ

- РИТА ЙОГА
Семинар Будет проходит в ретритном центре Кунпенлинг, в районе заповедника, Подмосковье, горьковское шоссе 68 км МКАД.
Внимание!Для участия в семинаре необходимо заранее зарегистрироваться. телефон для справок 8-926-021-14-55
Стоимость
Семинара составляет 6.000 рублей, с учетом проживания в номерах.

23 мар. 2012 г.

Второй очерк. Кто придумал йогу?


Кто придумал йогу?
Следующий вопрос, который всегда интересует людей, начинающих заниматься Хатха йогой, это откуда взялась йога, кто ее придумал? Друзья, ответить на этот вопрос мы не можем. Она возникла настолько давно, что не сохранилось авторов, не сохранилось никаких имен. По ряду причин это произошло. Долго традиция не записывалась на какие-то материальные носители, а передавалась устно. С другой стороны, это было не всегда уместно оставлять свое имя. Но мы можем однозначно сказать, что йоге много-много больше, чем 3000 лет. Вообще называют разные цифры в оценках. Некоторые считают, что йоге более 5000 лет. Некоторые называют еще больший срок. На самом деле это не суть важно. Важно то, что это учение каким-то образом дошло до нас. И вот тем фактом, что оно так долго существовало, мы можем доказать для себя, хотя и косвенно, совершеннейшую эффективность этого метода. Ведь огромное количество других систем, в том числе и систем самопознания, просто не дожили до наших дней. А йога продемонстрировала, что это настолько сильная система, что было безумием отказаться от нее в древности. Таким образом, она из поколения в поколение переходила и дошла до нас с Вами. Конечно, есть имена тех или иных авторов или Учителей, которые стали известны на более поздних сроках распространения йоги. Но, по сути дела мы не знаем, откуда взялось это учение. Это одна из тайн, одна из очень серьезных тайн истории.
Почему йога столь популярна в наши дни?
Следующий вопрос, на который нам не плохо было бы ответить. Да, йога дожила до наших дней. Почему же она становится все более и более популярной в наши дни? Скажем, чуть более 100 лет назад на Западе никто не слышал о йоге. 100 лет назад единицы слышали о йоге, 50 лет назад уже большее количество людей слышали о йоге, сейчас еще больше. Дело в том, что есть определенный большой процент людей, которые соприкасаются с йогой и тут же начинают получать от йоги пользу. И только лишь этим обусловлено, что йога становится популярной. Но не путайте два понятия друзья, популярность йоги и сохранность йоги. Это две вещи разные. Йога становится популярной, но, к сожалению, какие-то первоисточники йоги вот именно сейчас начинают все хуже пониматься. Т.е. мы все хуже и хуже понимаем древние трактаты, на которых все упражнения этой системы были построены. Мы как бы взяли небольшую часть и эта часть настолько пришлась ко двору современному человеку, что она так быстро распространилась. А оставшуюся часть, которая так же сохранилась, мы не используем.
Так вот почему же йога, Хатха йога, в первую очередь, так популярна? Ответ тоже очень интересный. Мы с Вами сейчас ведем образ жизни, который целиком и полностью определяется нашей цивилизацией. Если раньше люди ходили пешком, в лучшем случае, использовали лошадей для передвижения, сейчас у нас есть автомобили. Если раньше мы тратили больше времени на чтение каких-то рукописных текстов, сейчас мы больше времени проводим за компьютером. Если раньше работа предполагала большее количество движений, которые мы должны были бы сделать, сейчас количество движений все меньше и меньше. На работу и с работы мы едем в общественном транспорте. В результате получается, что мы с Вами ведем малоподвижный образ жизни. Причем, в то же время, работа у нас все более становится стрессовой. Все ускорилось. Очень быстро надо реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Поэтому степень нашей концентрации, которую жизнь заставляет предъявлять каждый день все растет и растет. Как побочный эффект или реакция на это мы наблюдаем среди современных людей всплеск психических расстройств, всплеск психических заболеваний. Мы наблюдаем с Вами нервозы, психозы, депрессии, мы наблюдаем с Вами стресс. Мы напрягаемся ментально, а физическое тело при этом расслаблено. А в древности все было более соотнесено. Т.е. напряжение ментальное или психическое сопрягалось с физическим. Сейчас эти две вещи разделены. Это современный образ жизни.
Так вот с той же самой проблемой столкнулись древние мудрецы много тысячелетий назад, когда они практиковали эту систему самопознания. Напомню, что мы с Вами определили, что йога это система самопознания. Этим мудрецам приходилось долгими часами в неподвижности сидеть в тех или иных позах и медитировать над разными вопросами, над сутью бытия, над вопросом что есть человек, что есть высшее «Я» человека, как устроена Вселенная? Т.е. в древности йог или йогиня могли пять часов подряд просидеть в одной позе не шелохнувшись, с крайним напряжением размышлять над этими вопросами. Причем это крайнее напряжение также очень сильное воздействие оказывает на организм, как и стресс.
Получается, что в современную эпоху мы столкнулись с теми же явлениями, с которыми сталкивались древние мудрецы много тысячелетий назад. И вот много тысячелетий назад, чтобы компенсировать негативные факторы от долгой медитации, были выработаны разные методы, в частности, вот этот метод Хатха йоги. Занимаясь Хатха йогой, мы можем компенсировать побочные эффекты от малого количества движений. И это ко двору пришлось сегодня современному обществу, потому что сейчас мы наблюдаем то же самое. Поэтому легко предположить, что йога будет пользоваться популярностью у современных людей по нарастающей. Действительно, существует разного рода статистика. В Западных странах число людей, которые хотя бы один раз занимались йогой достаточно серьезный. Кстати говоря, людей занимающихся йогой на Западе больше, чем на Востоке. В Индии меньше практикующих йогов, чем в США. Вот это парадокс на самом деле.

18 мар. 2012 г.

Первый очерк из серии о Хатха-йоге.


 Хатха-йога.

Итак, я хочу познакомить вас с Хатха-йогой. Я попытаюсь осветить этот предмет в лучших традициях Международного Открытого Йога Университета. Даже сложные вещи можно объяснять простым языком, понятным и доступным даже для людей, которые только начали заниматься йогой.
Раньше вы узнали, что йога – это система самопознания, которая дошла к нам с древнейших времен. Йога - это очень интересная система самопознания, где призывают человека соблюдать морально-этические принципы. Так называемые первый и второй принципы йоги. Самое главное - это никому не причинять вреда без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, то поступать так, как велит нам наш долг и всеми силами стараться сократить этот вред.
Второй принцип – это принцип здравого смысла, это принцип некой логичности, который призывает нас тратить все наши жизненные силы только лишь на достижение поставленных целей. Т.е. со здравым смыслом подходить ко всем задачам, которые мы перед собой ставим. Причем неважно - какие это задачи, но если мы занимаемся йогой, то это задача самопознания.
Ну и наконец, самая важная отличительная деталь в йоге, что самопознанием мы должны заниматься гармонично. Ни о каком насилии над собой и речи быть не может. Это важно с самого начала понять. Особенно людям, которые йогой никогда не занимались. Обычно со словом йога, у них возникает множество страхов, фобий, что надо себя как-то  принуждать к чему-то, испытывать какой-то дискомфорт. Йога не предполагает насилия над собой. Другое дело, что иногда приходится себя заставлять, приходится делать какие-то усилия. Но, даже делая эти усилия, мы наблюдаем за собой со стороны и радуемся, что мы преодолеваем себя сами.
Это все, что касается йоги вообще. Т.е. йога, это та система, которую ни в коем случае ни один человек бояться не должен. Каждый найдет себе такую тропинку или такой стиль в йоге, который подходит лично ему. В этом отношении даже другие люди, которые занимаются йогой, для нас в общем-то не показатель. Иногда показывают по телевизору людей, которые демонстрируют очень сложные скрученные позы и это многих отпугивает. Многие думают про себя: «Да нет, никогда я так не скручусь, никогда мне такого не достигнуть». Так самое интересное, что йога и не требует от Вас, чтобы Вы так скручивались, демонстрировали вот такие чудеса гибкости. Точнее, со временем, как говорит йога, Вы это приобретете плавно, естественно, без насилия над собой. Так вот, человек не должен бояться йоги. К сожалению, такая тенденция сейчас есть. Многие люди боятся даже подступить к йоге, потому что боятся, что им будет невыносимо трудно. С самого начала надо четко себе сказать, что древнее учение не предполагает того, что Вы должны делать больше, чем Ваше тело в состоянии сделать на момент начала занятия йогой. Да, конечно, в будущем все изменится. И тело изменится, и разум изменится, и нервы станут крепкими, но это будет потом. А сейчас, вот что у Вас есть, то и хорошо.
Вот здесь давайте еще раз акценты расставим. Йога - это нечто живое, йога это нечто естественное, йога это то, что и так в нас есть. Если Вы когда-либо наблюдали за маленькими детьми, которые только-только научились ходить и вот они с удивлением рассматривают свои руки, ноги, могут схватить свою ножку, поднять ее вверх и на нее смотреть, улыбаясь, потом бросить ее. И все движения естественные, все играючи и с интересом. Вот это идеал йоги. Как маленький ребенок. Опять же, настолько, насколько у всех что-либо получается делать. Поэтому, внутри Вас могут быть какие-то жесткие колючие установки. Вы прочитали в какой-нибудь книге «делай так, а не эдак». Или Вы увидели картинку, где какой-то дядечка скрутился совершенно свирепым образом. Эта картинка Вас напугала и скорее оттолкнула. Знайте, здесь что-то не так. Йога - это гармония. Если Вы не чувствуете гармонии, знайте, либо ее там нет действительно, либо может быть она Вам не открылась. Почему? Есть разные характеры, есть разные предпочтения у людей.

Хатха-йога - это всего лишь один из множества различных подходов в йоге или один из видов йоги. Таких видов очень много. Считается, что столько, сколько проявлений человека, столько же и видов йоги. И вот Хатха-йога - это такой подход или такие упражнения в йоге, которые используют возможность нашего тела прибывать в тех или иных статических положениях или позах. Достаточно понаблюдать за маленькими детьми, которые играют. Вот они играют с какими-то своими игрушками, вдруг, то на головах стоят, то вверх ногами, то еще как-нибудь. Каждый из них принимает какую-то позу. Это способность наша. То же самое может делать и взрослый. Но взрослые по ряду причин иногда стесняются что-то делать, иногда им кажется, что в этом нет никакого смысла. Иногда мы бываем настолько «загнаны» жизнью, что нам не до этого. Люди устают, говорят: «Да мне бы до постели добраться, лечь и лежать. Какие уж там позы?» Так вот, мы с Вами можем принимать различные позы. И эти позы иной раз могут быть самыми замысловатыми. И вот на этой возможности, что мы можем принимать то одну позу, то другую позу и находиться в этой позе, построен основной метод Хатха-йоги. Оказывается, если принимать одну позу и находиться в ней какое-то время, затем другую позу и находиться в ней какое-то время, потом третью позу, то в результате общий эффект оказывается необычным, а иногда даже, он кажется фантастичным. Обычные позы человек принимал. В одной побудет пару минут, в другой позе пару минут побудет. Причем я хочу подчеркнуть, это не обязательно вот такие позы, которые любят изображать в книгах по йоге. Какие-то безумно сложные. Нет, друзья, йога она простая. Вот эти безумно сложные позы безусловно в йоге есть, но они составляют верхушку айсберга от всех многочисленных поз, которые есть и которые мы можем сделать. И некоторые из них совершенно простые, естественные.
Хатха-йога, это как раз такая йога, которая предполагает, что мы будем принимать разные позы, будем находиться в них. Будем выполнять или находиться в них предельно гармонично, определенное количество времени, одна поза будет сменять другую позу в известной последовательности. 
Еще есть много других факторов, но они второстепенные. И самое первое, с чем сталкивается человек, он не может понять, ну как же так, в книгах по йоге, во всех этих мифах, рассказах, говорится о том, какого могущества может достичь человек, занимающийся йогой, если он выполняет эти позы. Но, оказывается, существует некая тайна устройства нашего тела. И вот подобно тому, как ключ подходит к замку и открывает дверь, за которой спрятаны сокровища, подобно этому и позы. Когда мы их выполняем, в первую очередь, с позиции гармоничности, они так совершенно незаметно, как ключ, что-то в нас проворачивают и вдруг мы начинаем получать эффект, причем такой эффект, который даже и не ожидали получить. Вот это самая высочайшая, самая глубинная тайна йоги, говорит нам о том, что все самое таинственное и могущественное, что есть во Вселенной, мы можем найти внутри себя. Но нужно найти подход к этому могуществу. И вот Хатха-йога и дает нам этот подход через разные позы.
 Очерк подготовлен по курсу лекций В.В.Запорожцева.


12 мар. 2012 г.

Школа йоги традиции Анандасвами или что такое йога?

 

ВАЖНАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ
  Никто не знает, когда именно возникла наука йоги. Известно только, что тысячелетия тому назад. Сначала знания йоги передавались устно: от учителя – ученикам, затем – в письменной форме. Считается, что до нас дошли четыре письменных свидетельства йоговского знания – четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Сомаведа и Адхарваведа.
  В древности йога была одной из важнейших систем. Она позволяла человеку раскрыть заложенный в нем потенциал, самореализоваться. В трудные времена – а таких периодов на протяжении человеческой истории было много – йога помогала людям выживать. До наших дней, к сожалению, дошли крупицы знаний.

Йога – это единое, целостное учение. Различные разделы йоги приводят к одному и тому же результату. Видов йоги очень много. В Школе йоги традиции Анандасвами насчитывается более двух десятков видов йог, а изучается 15 – 16. Высшие йоги изучаются только после того, как человек поднялся по всем ступеням базовых йог. Только тогда он сможет ухватить суть так называемых «тонких» йог.
       До наших дней в наилучшем виде дошла хатха-йога – йога, работающая, в первую очередь, с физическим телом. Причина – в следующем.
Йога – наследие более древнего знания, которое, постепенно исчезая, все же частично дошло до нас. Вероятно, мы являемся наследниками другой цивилизации. В школах йоги существуют байки по поводу сохранившегося знания. Согласно им, знания йоги – некие духовные семена, которые ждали подходящего своего часа, чтобы прорасти. В течение многих столетий человечество не было готово полностью воспринять эту информацию. Для этого не было ни материальных, ни социальных условий: череда эпидемий, революций, войн. И в то же время знание йоги сохранилось.
       Существует гипотеза о том, что знание йоги хранилось на севере. Где именно – доподлинно неизвестно. С территории Индии можно считать севером Гималаи, с территории Афганистана или Ирана – Россию. Со стороны России север – это Северный полюс. Есть только расплывчатое указание на то, что цивилизация, обладающая знанием йоги, находилась на севере.
       По каким-то причинам эта цивилизация стала исчезать. Тогда мудрецы предупредили последователей о наступающих тяжелых временах. Они сказали, что жизнь в предстоящие эпохи будет крайне тяжелой, все знания потеряются. И будет единственное место, которое беды и разрушения обойдут стороной. Находится оно где-то в районе Гималаев, Непала, Индии. Последователи, вняв наставлениям мудрецов, стали мигрировать с севера на территорию современной Индии. Этот процесс длился не одно поколение. По мере продвижения от основной массы отпочковывались и оседали на месте группы людей. Они не хотели продолжать путь. Иногда они начинали враждовать друг с другом. Но ядро – носители знания йоги – дошли до современной Индии, Непала и донесли учение в место, где оно должно было храниться.
      Последующие события подтвердили слова мудрецов. Отпочковавшиеся группы некоторое время хранили знание йоги. Но с началом эпидемий и войн остро встал вопрос физического выживания. Знание йоги стало теряться быстрее, чем в Индии. К тому же в процессе миграции люди шли с севера на юг, в совершенно незнакомые условия. Это было очень опасным мероприятием. Именно тогда возникли более практичные виды йоги. Они помогали людям выжить. Сейчас это называют первобытной магией. Но это не была магия. Во всех методах было ядро знания йоги, которое, как двигатель, оживляло любую практику.
      В среде востоковедов есть мнение, что четвертая веда – Адхарваведа – возникла именно в процессе миграции. В ней присутствуют некие заклинания как положительного, так и отрицательного характера. Вероятно, это были те тонкие практики, которые позволяли справляться с врагами и с неустройством в жизни.
    Существует мнение, что люди, живущие на территории России - отпочковавшееся звено, потерявшее со временем древнее знание йоги. Еще один косвенный источник в подтверждение этого - лингвистическая реконструкция языков, которая показывает, как те или иные термины возникали, трансформировались. Отчетливо вырисовывается индоевропейская группа языков, к которой относится и русский язык. Большое количество терминов на санскрите вы можете понять без перевода. Санскрит – основной язык, на котором знание йоги до нас дошло. До санскрита был так называемый ведический санскрит - более древняя форма языка. Ведический санскрит отличается от санскрита так же, как старославянский от современного русского.
        Почему еще многие практические йоги стали постепенно исчезать? Потому что язык стал меняться. А он был основой знания йоги. В ведическом языке на первом месте стояло произношение и лишь потом - написание. Это означает, что одно и то же слово могло быть написано разными буквами, лишь бы фонетика передавалась! Причина в следующем: в древнем языке слова – это мантры. Никто, даже под страхом смерти, не стал бы коверкать произношение в угоду написанию.
        В одной школе йоги писали с использованием одних букв, во второй – других букв. Складывалось впечатление, что это две разные йоги и сей факт добавлял путаницу. Поэтому сохранилось небольшое количество йог.

      Сколько же всего йог могло бы быть? Разновидностей йог столько, сколько проявлений жизни человеческого существа.
    У нас есть физическое тело. Оно может принимать статические положения. Возникает раздел йоги под названием хатха-йога. У нас есть способность дышать. Из этой способности рождается пранаяма-йога или дыхательная йога. У нас есть глаза. Порой наш разум выдает неосознанные реакции на формы, которые мы видим. Появляется раздел янтра-йога. У композиторов есть способность слышать музыку сфер и записывать ее. Это раздел нада-йоги. Вопросы секса, взаимоотношения мужчины и женщины попадают под категорию триады йог – йоги союза, тантра-йоги и йоги влюбленности. Способность проявлять властные навыки стала предпосылкой для возникновения раздела раджа-йоги.
       Этот перечень можно продолжать еще долго. Но так называемые «тонкие» йоги дошли до нас в очень небольшом объеме. В жизни древних людей остро стоял вопрос физического выживания. Поэтому исторически сложилось так, что до нас дошли, если угодно, «приземленные», но основательные йоги. В первую очередь, хатха-йога. И это правильно. Потому что если не подготовлен фундамент – крепкое физическое тело – о каких медитациях и музыке высших сфер можно говорить? Именно поэтому Запад заинтересовался, в первую очередь, хатха-йогой.

    Возьмем ситуацию с тантра-йогой. Еще сто пятьдесят лет назад Запад не знал об этом разделе йоги. Знание было, но не могло быть воспринято в тех условиях: никому бы и в голову не пришло говорить о сексуальных практиках в Викторианскую эпоху. Но стоило случиться двум ужасным войнам, возникнуть новому поколению шестидесятников и эта тема начала обсуждаться.
    С джнана-йогой тоже очень любопытная ситуация. Начиная изучать этот раздел йоги, у вас появляется понимание положений современной науки об устройстве нашего мира. Джана-йога говорит о том же, только с иных позиций. Но при этом она не опирается на науку - ни на математику, ни на физику. Эти знания возникли сами по себе.
     Именно поэтому желательно предельно серьезно относиться к каждому разделу йоги. Он может оказаться кладезем в современной жизни, в том числе и в вашем конкретном случае. Любой новый вид человеческой деятельности можно превратить в раздел йоги, если понятно древнее запредельное ядро – основа знания йоги. Это ядро знания йоги не поддается описанию словами, например, в книге. Оно выше слов и выше мыслей, но, ухватив его, можно оживить, сделать йогой любую деятельность.
     Еще один важный момент. Йога проникала из Индии в другие страны, на почву других культур. Появлялась некая аналогия знания йоги. Но словом «йога» там и не пахло.
В странах Востока с проникновением йоги возник суфизм. Высшие поучения этого направления – та же йога. Термины и практики другие, но суть – та же.
      Возьмем страны Тибета. Там другая группа учений, некоторые из них называются словом «йога». В первую очередь, это шесть йог Наропы. Ядро практик тантрических буддистов или последователей дзогчен – йоговское, но выражается оно в другом культурном пласте. Например, в тантрическом буддизме йога базируется на религиозном пласте. Хотя, как мы помним, йога – вне религии.
      Возьмем Китай с его многочисленными боевыми искусствами. Монастырь Шао Линь был основан Бодхидхармой, который был индусом по происхождению. И это так назваемый чань иди дзен буддизм – одна из разновидностей тантрического буддизма.
      Получается, что когда знание дошло до предгорья Гималаев, от него начали отпочковываться ростки. Поэтому, если вы начнете разбираться в ядре знания йоги, вы обнаружите, что начинаете понимать совсем другие традиции. Более того, начнете понимать, где у них перекосы, потому что есть, с чем сравнить. В то же время вы всегда найдете общий язык с представителем любой философской системы, будь то - лама или суфий. Таким образом, эти традиции также можно назвать разновидностями йоги, хотя слово «йога» там и не присутствует.

Ядро йоги – это знание, которое приходит после долгой практики. Его нельзя передать. Человек его переоткрывает, как говорится, на своей собственной шкуре.
Любой ли человек может переоткрыть йогу? Да, йогу может переоткрыть любое живое существо, обладающее человеческим телом. Такой ответ дает аксиоматика йоги. Все, что было открыто в древности, может быть переоткрыто здесь и сейчас. Правда, придется постараться. 

Далее - подробнее описание упомянутых здесь видов йог.

Информация представлена по лекциям В.В.Запорожцева, Международный открытый йога университет. www.openyoga.ru

10 мар. 2012 г.

Второй принцип Йоги

Далее последует изложение принципов Йоги (в традициях школы Анандасвами, по лекциям ректора МОЙУ В.В.Запорожцева, http://openyoga.ru/). Прочитав их, Вы, возможно захотите задать мне вопросы.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП
Не растрачивать силы, энергию жизни, время жизни на незначительные, второстепенные дела. А тратить все силы, энергию жизни, время жизни на достижение поставленных целей.
           Итак, первый принцип образно называют принципом ахимсы, а второй – брахмачарьи. В Йога сутрах Патанджали первая ступень, по сути, сводится к ахимсе, вторая – к брахмачарье.
И вот второй, очень важный принцип. Итак, обратите внимание. 
          Здесь сказано: тратить силы на поставленные цели, но не было упоминания тратить силы на, допустим, цели в йоге или на достижение самадхи. Или на духовную реализацию. Вот такую ошибку иногда люди делают. Они думают, что этот принцип призывает их тратить энергию, силу, время жизни только на йогу, на самадхи. Это уже несколько второстепенно. На поставленные цели, обратите внимание. А цели у всех разные. Ну, а с формальной точки зрения вы просто себе еще не можете представить той цели, которую достигнете. Вы ее не можете даже сформулировать. Поэтому как можно говорить: «Я стремлюсь к самадхи»? Как ты можешь туда стремиться, если ты не знаешь, что это такое? Или «я стремлюсь к Высшему, раствориться в Высшем». К какому Высшему?
       Высшее для каждого из нас начинает проявляться через некие цели, и когда это происходит, мы можем облечь Высшее в слова или представления. Если мы стремимся к этому и последовательно достигаем результата, то нам постепенно открывается Высшее. ( Если мы стремились и выбирали ту цель, где Высшее было). А вот если мы поставили цели, где Высшего не было, и достигали их, то нам достаточно быстро надоест ставить неправильные цели. Один раз поставили неправильную цель, получили – разочаровались, второй раз, третий раз.
            Допустим, у вас есть цель разбогатеть. Вы, делая соответствующие усилия, становитесь богатыми. Богатство приходит, а счастья нет. Это, на самом деле, беда. Вы что, думаете, это только в книжках душещипательных написано? Это трагедия, к сожалению. Более того, иногда богатство зарабатывается таким плохим кармическим методом, что в этой жизни ты богат, но оно тебе не доставляет радости, а в следующей жизни ты расплачиваешься за эту радость быть богатым в этой жизни – рождаешься совершенно бедным или еще что похуже. Никто не гарантирует вам благополучного следующего рождения. Богатство из рождения в смерть не передается. К тебе придет богатство в следующей жизни, если ты в этой жизни создал предпосылки к этому, создал положительную карму, и оно в следующей жизни к тебе легко пришло. А по большому счету, если ты набил руку, как себя рационально вести в этом мире и в этой жизни, то ты очень быстро сориентируешься и в следующей жизни. Это должно быть образцом для подражания, особенно в нашей стране. Есть же люди, которые сделали себя сами.
          Все богатые люди делятся на две категории. Одни – на халяву все, другие – сделали себя сами. Так вот, человек, который сделал себя сам, он стоит, наверное, десятерых тех, кому это все на халяву досталось. И вот по какой причине: у этого человека нет страха. Он не боится потерять богатство. Почему? Если он сделал это один раз, почему не сделать это второй раз, двадцатый раз? А вот если на халяву досталось, то, как досталось, так может и улететь. А если у человека нет страха, то по-настоящему он от богатства свободный. Поэтому богатые люди во всем мире, в нашей стране тоже делятся на две категории. Внешне и тот богатый, и этот богатый. Но этот – богатый и свободный, а тот – богатый и несвободный. Бывает и такое еще деление.
          А что, если вы стремитесь к богатству, получили его и потом вдруг понимаете, что счастья нет? Это одна ситуация. А вот если вы стремитесь к богатству, как к проявлению Высшего? Но вы не можете понять, что такое Высшее. Точнее, вы чувствуете его, но это слишком высокое понятие для нас. Мы не можем так абстрактно думать, мыслей нет. Поэтому Высшее из милости к нам иногда проявляется через конкретное. И если мы стремимся к богатству как атрибуту Высшего всемогущества или способности себя реализовать, то, становясь богатыми, мы становится свободными, потому что мы видели Высшее. Во-вторых, каждая такая достигнутая цель поднимает нас выше. Но этот сектор сужается. И в следующий момент мы понимаем: «Да, Высшее может через богатство прийти, а может через еще более абстрактное понятие, которое нам неведомо было до этого». То есть оно формируется в виде другой, более узкой цели.
           Ракета, прежде чем попасть в цель, она – туда-сюда, туда-сюда, потом сходится-сходится и – бац! – в цель попала. Точно также и мы, расставляя жизненные приоритеты, мы быстрее доходим до такой степени абстракции, которая нас плавно подносит к Высшему. Поэтому в этом втором принципе – не растрачивать силы понапрасну – говорится о том, что мы должны стремиться к Высшему….
          Вернемся к самому принципу. Почему он так важен? Напомню - первый принцип иногда образно называют принципом ахимсы. В Йога сутрах Патанджали первая ступень, по сути, сводится к ахимсе, вторая – к брахмачарье. Иногда люди, которые любят поумничать, сводят брахмачарью к сексуальному воздержанию. Это абсолютнейшая чушь. В Индии огромное количество ортодоксальных систем, которые занимают пограничное положение. Их нельзя назвать йогой, хотя в них очень много от йоги. Их, скорее, можно назвать религиозными сектами. Странная мешанина между религией и йогой. Иногда под маркой йоги пытаются впаривать религии. Йога не является религией. Но, так как многие такие учителя проникают на Запад, организуют свои центры, секты, ашрамы какие-то безумные, они пытаются эту мешанину сюда впихнуть, и у них все очень четко, понятно. Люди, которые ничего не понимают, зато у них все очень четко отлажено. Делай раз, делай два, делай три – все. Поэтому иногда мы сталкиваемся с таким очень куцым представлением о брахмачарье.
        Брахмачарья – более широкое, более серьезное понятие и оно больше сводится ко 2-му принципу – не растрачивать силы, время и энергию жизни понапрасну. И общая идея перевода этого слова с санскрита – стяжание брахмы. А под брахмой понималось Высшее, запредельное, Абсолют. Надо заниматься только теми делами, теми целями, через которые ты чувствуешь брахму. И, достигая цель, тебе брахма или Высшее открывается больше. Вот только этим и живи, а все остальное, через что брахма не открывается, подождет.
           2-й принцип – такой же жизненно важный. Под вторым принципом проходит все что угодно. Это может быть время вашей жизни. Я просыпаюсь, у меня – список дел. На что я должен потратить время, на что я не должен потратить. Или, допустим, у меня выбор – с кем общаться, с кем не общаться. На кого я буду тратить время, а на кого – нет. Или, допустим, какой работой заняться, куда пойти… Перед нами постоянно масса дорог.
          Иногда, это со времен жизни в телах животных, мы сами не отдаем себе отчета, нас просто несет. Вроде и знал, что там все это второстепенно, а все равно время потратил. И не пошел туда, куда надо. Это проходит на уровне неосознанного тамаса. Что-то понимаю, да как-то что-то как во сне: шел в одну комнату, попал в другую.
          И нас призывают к тому, чтобы постепенно очиститься от тамаса в области принятия решений. Пока еще мы принимаем большинство решений в большей степени как животные, несмотря на то, что имеем тела людей. Почему? Да мы слишком долго это делали. Не одну жизнь. И нас и несет так дальше. Мы должны для себя понять, что если мы отточили за годы эволюции свой разум, то он же может много нам коварностей на дальнейшем пути чинить. Но у него же есть и положительная сторона! Он может превратиться в самого надежного нашего помощника. Так вот давайте по полной программе вычерпаем все то, что он нам может дать в положительном плане. А это – принятие решений. И если перед нами перспектива, что одна дорога ведет куда-то не туда, а другая – туда, то мы должны выбирать туда, которая туда. Потому что внешне нас тянут в одну сторону, и мы вроде как за компанию туда идем, вроде как проще, а понимаем, что надо идти в другую сторону. И надо выработать внутренний очень четкий алгоритм. Иду туда, где брахма. Почему? Потому что потом не будет разочарований. А если мы идем туда, где нет Высшего, то, даже получая это, у нас разочарование приходит.
        И, наконец, почему это очень практический момент. Прежде чем, что-то сделать, подумай: может, эти движения делать не надо. Может, вместо 45 телодвижений можно сделать 3 и достичь того же самого. Заработать столько же денег, только времени больше останется. К сожалению, мы инертны в принятии решений – вместо того, чтобы подумать, что делать, а потом вовлекаться, мы ввязываемся в работу, а потом понимаем, что мы половину всего сделали просто так. Если хотя бы 5 секунд подумали, то могли бы этого и не делать.
      Это принцип эффективности, который вам поможет не только в йоге, а в жизни. Вы начнете отсекать – вот у вас есть приоритет, вы его держитесь. Как только вас в сторону уводит – раз! на место! – это в карьере, в работе, в бизнесе. Иногда замотаешься и голова кругом: то ли налево идти, то ли направо. Сядь. Успокойся. Прими решение. Продумай этот вариант. Вот если в случае с первым принципом мы на автопилоте несем немотивированную агрессию (первый принцип с этим борется), также в поле второго принципа мы несем немотивированную глупость. И мы должны с ней бороться при помощи второго принципа. Сперва остановись, продумай концепцию на несколько шагов вперед, а потом только бросайся. Это крайне важно. Иначе получается так, что вас будет в жизни по кругу носить, и вы тогда будете нарушать принцип брахмачарьи. Вы будете тратить свои драгоценные время и энергию непонятно на что.
         Мы должны быть где-то однонаправленными. Уж долбим, так долбим. Назначили себе цель – достигаем цель. Как в раджа-йоге. Либо понимаем, почему она для нас перестает быть интересной. Иногда тоже такое бывает. Но тогда принимаем решение и делаем выводы.

3 мар. 2012 г.

Принципы Йоги.


Далее последует изложение принципов Йоги (в традициях школы Анандасвами, по лекциям ректора МОЙУ В.В.Запорожцева, http://openyoga.ru/). Прочитав их, Вы, возможно захотите задать мне вопросы.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП
(Иногда первый принцип образно называют принципом ахимсы).  
Не причиняй вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости. Если же возможности не причинять вреда нет, поступай так, как велит твой долг (дхарма).
 
Итак, мы не должны причинять ни одному живому существу вред, хотя бы по той простой причине, что не существует границы, где кончаетесь вы и начинается другое существо. И как бы не получилось так, что нанося удар по кому-то или чему-то, что вам кажется снаружи, вы, в общем-то, наносите удар по самому себе. Потому что вы больше, чем кажетесь сами себе. Поэтому надо выучить этот принцип наизусть. Постоянно его повторять и практиковать медитацию «Да будут все живые существа счастливы!», при этом желая счастья всем тем, кого мы любим, всем тем, кто нам безразличен и также всем тем, кого мы не любим. Всем тем, кто наши враги. Делать мы это должны постоянно. Почему? Потому что мы в себе несем кармические отпечатки других мотиваций. И в самый ответственный момент должна просыпаться мотивация не причинять вреда. Только лишь через привычку. Это один из самых важных принципов. Этот принцип касается всех людей, которые приходят в йогу.
  Йога - это обоюдоострый меч, который поможет вам избавиться от тех проблем, к которым вы даже боялись подступиться. Эти проблемы корнями глубоко уходят в причинное тело, а глубоко в причинном теле мы держим с вами очень много семян, которые мы тащим со времен жизни в телах животных. Грубо говоря, в нас – спящие тигры, спящие крокодилы, спящие собаки, всякие спящие и очень неприятные твари, что называется, дремлют в виде отпечатков, которые мы несем с собой с уровня, когда мы были еще этими самыми тварями. Когда мы были с вами крокодилами, тиграми, то проявить известную такую суровость и скорость на расправу со своими доброжелателями – это был вопрос выживания. Ничего плохого в том, что мы это приобрели, нет. Но, к сожалению, отпечаток такого рода поведения сохранился с нами до наших дней и живет в каждом из нас. Если мы попадаем в определенные условия, то мы сами, незаметно для себя, превращаемся в зверей в прямом и переносном смысле этого слова. Ну, или по-другому говоря, мы начинаем иногда вести себя неадекватно. Это ни хорошо, ни плохо. А иногда ситуация такая, что действительно сложно определить как ты должен себя вести. И от этого не застрахован никто из нас. Так вот, этот принцип надо про себя повторять, повторять и повторять. Более того, повторять с медитацией «Да будут все живые существа счастливы». Чтобы сначала вы отрабатывали это все на уровне ментальном, а потом, как только вы начнете сталкиваться с проявлениями своей кармы – такими, что вас понесло – чтобы управление перехватывала эта медитация.
   Занимаясь йогой, надо помнить, что человек вынужденно проходит по следующему пути: все нервы его обостряются, его чувствительность обостряется. То, что для обычного человека незаметно, просто выводит из равновесия человека в состоянии йоги. У него нервные рецепторы утончаются. Он более остро чувствует. И для него очень больно. И понятно, что иногда, когда очень сильно больно, уже просыпается это… на автопилоте, рефлекс, когда доктор по коленке молоточком – бух! – у тебя нога – раз!- дернулась. Вот если вы попадаете примерно в такие условия, где все нагнетается-нагнетается-нагнетается, потом у вас уже руки-ноги уже сами, что называется, дрыгаются. В первую очередь это проявляется в трениях с родными и близкими. С людьми, с которыми вы вынуждены жить рядом, и вы сами для себя незаметно превращаетесь в монстров, чудовищ. Понимаете, вот в чем страшный парадокс. Вот в чем этот обоюдоострый меч в йоге. Что, казалось бы, вы сделали шаг навстречу тому, чтобы стать чище, а иной раз ловите себя на мысли о том, что вы, как вам кажется, стали грязнее. Если раньше вы как-то терпимее к чему-то или к кому-то были, то теперь вы негатив этот демонстрируете. Если раньше вы его хотя бы не показывали, то сейчас, наоборот, где-то вы начинаете его показывать.
   Человек заводится, даже не осознавая это. И спасает иной раз только как мантра сознания, постоянное про себя повторение «Да будут все живые существа счастливы!» Почему? Да потому что так вас будут раздражать, так вам будет чувствительно по полной программе, что вас вроде там режут уже на кусочки и, понятно, что вы глазом не успеете моргнуть, как у вас пойдет неконтролируемая реакция. И, наконец, самое главное:
              
МЕДИТАЦИЯ «ДА БУДУТ ВСЕ ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА СЧАСТЛИВЫ»
Садимся прямо. Выпрямляем спину, шею, голову. Закрываем глаза. 
Представляем в центре своей груди цветок лотоса, красивый, незатронутый, светящийся. Итак, повторяем про себя:
- Да будут все живые существа счастливы!  
При этом медитируем, как от этого цветка лотоса во всех направлениях 
распространяется волна света и дарит счастье всем тем, 
кого мы любим и всем тем, кто любит нас.

Второй раз мы повторяем про себя:  
Да будут все живые существа счастливы!  
И видим, как эта волна света расходится и дарим счастье всем тем,  
кого мы не знаем и всем тем, кто не знает нас.

И, наконец, мы третий раз повторяем про себя:
- Да будут все живые существа счастливы!  
И медитируем, как эта волна света распространяется из нашего сердечного центра и желаем счастья всем своим врагам, скрытым и явным.


       И вот мы перед собой видим врага. Вот он. И рука уже тянется к пистолету. И уже потянулась. Но мы вспоминаем эту медитацию. И уже рука не с такой скоростью тянется к пистолету, а чуть-чуть помедленнее, что уже достаточно положительный эффект.
      Наша ненависть, наша вот эта спонтанная реакция, агрессивно-ненавистная, она ведь рождается по нескольким причинам. Почему мы ненавидим? Потому что мы зависим и не понимаем. Вы помните, если вы от чего-то зависите и при этом не понимаете это, то вы это ненавидите. Поэтому, если бы у вас не было зависимости от чего-то, вы бы не раздражались. Но раз есть зависимость, значит, вас зацепили. Значит, где-то есть ассоциативная ниточка, - дерг! – за которую, и вы все из такого благостного йогина превратились в среднестатистического этого… а в то же самое время вы не понимаете, почему это происходит. Потому что понимание в дальнейшем ведет к избавлению от зависимости.
         Поэтому первый принцип – не причинения вреда ни одному живому существу – он не столько абстрактно-гуманистический. А исключительно практический. В йоге действительно все очень гуманно, но гуманизм при этом работает. У каждого своя карма. Симпатии-антипатии, пятое-десятое. Задача йоги – дать вам это средство. Другого средства у вас нет. Так как эта быстрая реакция вырабатывалась в течение многих жизней в телах животных, она настолько сильно въелась в вас, что просто такими благими намерениями: «Да-да, я понимаю, не буду делать вреда…» Нет, вы должны пропитаться этим принципом. Как следствие, вас перестанут бояться. А человек, которого никто не боится, сам никого и ничего не боится. Поэтому, хотите избавиться от страха, сделайте так, чтобы и вас не боялись. Чтобы все знали, что как бы ситуация с вами не сложится, вы никогда не будете подличать, никогда не будете какую-то «подковырщину» творить, никогда не будете нехорошие вещи делать. Вас перестанут бояться. Перестанут от вас ожидать подвоха. Вас перестанут бояться и у вас в голове все прояснится. Вы перестанете бояться.
             Поэтому еще и еще раз. Принцип не причинения вреда ни одному живому существу – это не голая этика. Это рабочий принцип. Это как двигатель у машины. Это не абстрактное, что вот хорошо бы, если бы все любили друг друга, помогали. Если этого не будет, вообще больше ничего не будет. Точнее, все, что будет потом появляться, будет только лишь усиливать ваши негативные тенденции, и вы с еще большей силой будете разбивать себе в очередной раз лоб. Причем чем больше вы в йоге наберете этой энергии, тем сильнее вас ударит, тем больнее будет. Потому что у вас и нервы обострятся. У вас начнут чиститься органы восприятия. Вам будет больнее. Поэтому этот принцип надо зазубрить, пропитаться им и постоянно выполнять эту медитацию.
         Наконец, приятная вещь, относительно этого принципа. Как только малейшие проблески Сверх – снизойдут на вас, как только сработает та или иная практика, медитация, то очередной пласт негативного темного прошлого от вас отвалится. Как повязка с глаз упадет, вы будете переживать вот эти состояния понимания. И все станет как Божий день. И тогда вам будет стыдно за все те моменты, когда вы, что называется, причиняли вред. И, наоборот, гордость за те моменты, когда не вовлекся, кулаки сжал, зубы стиснул, держишься, ты начинаешь себя за них очень хвалить и говорить: «Молодец, что я не вовлекся». В эти моменты просветления вашего разума этот принцип будет до вас с такой ясной очевидностью доходить. Вы поймете, что все было настолько мелко, все ваши жизненные проблемы, все ваши вопросы по сравнению вот с этим высшим, духовным. Этот принцип после каждого такого подъема будет многократно вас пропитывать. Потом уже все меньше и меньше надо будет прикладывать над собой усилий, чтобы потом, когда вы выходите из этого состояния и живете обычной жизнью, чтобы он вас пропитал. Это является очень большим подспорьем. С другой стороны, это является в некотором смысле неким таким критерием успешности вашего духовного развития или каких-то высот в йоге, которые вы достигли. Не бывает людей, которые поднимаются до таких высот, возвращаются с этих высот и продолжают быть злыми… Но с другой стороны, такой человек будет выполнять только свой долг. Но никогда по своей инициативе он козявку не обидит, комара не прихлопнет, если это не его долг. А вот если его долг – так хоть что угодно. Родину защищать, так с автоматом в руках. Это из раздела практики наперед. Вы потом будете это ощущать и переживать. А сейчас вы как бы ускоряете то, чтобы привыкнуть. С другой стороны, это еще один из моментов тантрического подхода: «Если хочешь быть Богом, поступай как Бог». Господь Бог никогда никому не причиняет вреда. Или Высшее. Но если надо прокручивать шестеренки кармы, он совершенно спокойно это делает, и тогда – эпидемия так эпидемия, война так война. Но при этом у него нет кармы. Примерно та же ситуация и у вас. Если вы будете так же идти по жизни: не причинять вреда ни одному живому существу без крайней на то необходимости, а если такой возможности нет, поступать только так, как велит ваш долг. Ни одна карма к вам не пристанет, что бы вы не делали. 


В следующий раз - следующий принцип. Желаю всем бхавы!